Затронули широкий круг тем, включая вопросы, связанные с ходом специальной военной операции. Вот мнения некоторых участников встречи.
Александр Коц, военный корреспондент «Комсомольской правды»:
– Я недавно стал членом Совета по правам человека. И как журналист, который постоянно бывает в местах проведения СВО, был даже удивлён, что столько людей и организаций занимаются правами наших воинов, вернее, поиском решения имеющихся проблем. А они есть. И с ранеными, особенно с теми, кто лишился конечностей, и с мирными людьми, вынужденными уехать из родных мест. Получаю каждый день десятки, сотни обращений, 70 процентов начинаются со слов «помогите найти сына (мужа)». Решил узнать, как было во время Великой Отечественной войны. Оказывается, за те годы было написано более 11 миллиардов писем на фронт и с фронта. Всегда люди не хотели терять связей с близкими. Очень важно, что Минобороны учредило наконец один адрес для писем и посылок, это поможет наладить связь нужного качества. Ведь удалось же с учётом сделанных ошибок организовать обучение мобилизованных, подготовить первые 150 тысяч бойцов и отправить в Донбасс, а вторую половину продолжать обучать, чтобы не бросать на выполнение задач неподготовленными.
Всплывает пока и проблема денежных выплат. Ко мне обратилась жена мобилизованного, которого призвали в октябре, семья до сих пор не получила ни копейки. А там 6 детей, жена говорит, что не собирается возвращать мужа, он патриот, ушёл осознанно. Но и содержать семью нужны средства. Бюрократизм в системе обратной связи в военном ведомстве ещё не изжит. Знаю, что уже не носит системного характера проблема обеспечения воинов амуницией, которая быстро изнашивается зимой, едой, теплом, спецсредствами вроде тепловизоров. Думаю, положение будет исправлено.
Кирилл Кабанов, председатель постоянной комиссии СПЧ:
– Остро стоит вопрос защиты прав граждан в цифровом пространстве. Как ни удивительно, но утечки уходят в него даже через покупку экипировки для воинов. Эта информация тоже может представлять интерес для вражеских спецслужб. Сейчас мы подготовили концепцию работы с учётом нового опыта. Иногда можно слышать: не трогайте цифровое пространство, это зона нашей свободы! Честно говоря, наивно. Ведь кое для кого это пространство своего рода товар, которым можно выгодно воспользоваться в своих целях. Мы предлагаем ввести понятие «незаконный оборот персональных данных» и за нарушения нести ответственность, вплоть до уголовной. Эта область деликатная. В своё время мы не поддержали идею электронных паспортов, сейчас не стоит поддерживать подобные идеи в сфере биометрии.
Валерий Фадеев, председатель СПЧ при Президенте РФ:
– Такие встречи проходят не только для того, чтобы обсудить что-то важное, но и что-то сделать, сдвинуть с места. По итогам президент даёт поручения, строго их контролирует. Так будет и теперь. Будем ждать, например, создания в правительстве центра по поддержке мобилизованных, единый штаб давно нужен. Как правозащитников нас особо волнует работа по фиксации преступлений со стороны украинских военных и наёмников. Только нами зафиксировано более 4300 прилётов снарядов ВСУ по мирному населению, это намеренные удары. За них придётся отвечать, поэтому работа по фиксации продолжится. Беспокоит разница в оплате труда врачей – в регионах она подчас отличается в разы. Есть ещё ряд конкретных вопросов, на которых мы сосредоточим усилия и будем добиваться нужных результатов.