Инна Кабыш, учитель русского языка и литературы
Начало октября в 9‑м классе – это всегда «Горе от ума». Даю домашнее задание: составить характеристику героев. Чтобы сделать характеристику «по-моему», нужно перелопатить весь текст. Дожив до очередного понедельника, спрашиваю:
– Что вы можете сказать о Чацком? Софье? Молчалине?..
Поднимается Федя К.:
– Вот Чацкий, а потом и Софья считают Молчалина подлецом. А я не согласен… Например, наша семья, – продолжает мой ученик, – тоже переехала в Москву из Твери, и я слышал, как мой отец говорил матери, что самое страшное для него – потерять работу. Что он полностью зависит от своего начальника и должен во всём с ним соглашаться, даже если тот не прав… Что же, мне считать отца подхалимом и мерзавцем?..
– Неожиданно, – говорю я. – Но – спасибо! Я подумаю…
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», – писал Грибоедов. И если Пушкин отказывал этому одному «здравомыслящему человеку» в уме, то точно так же можно отказать «глупцу» Молчалину в глупости. И подлости, в которой его упрекают.
Собственно, почему «глуп» Молчалин? Только потому, что не разражается высокопарными монологами, а на все вопросы отвечает коротко и просто?
«Шёл в комнату, попал в другую…»
«День за день, нынче, как вчера…»
«Ведь надобно ж зависеть от других…»
И почему он «подл»? Потому что предпочитает общество «старичков» (от которых может быть польза его карьере) обществу «золотой молодёжи», у которой и так всё есть?
Или потому, что обманывает Софью? Но где здесь обман? Молчалин, что – признаётся Софье в любви? Добивается взаимности? Наоборот. Это Софья, которой пришла пора влюбиться, проявляет инициативу: назначает молодому человеку ночные свидания.
Что делать бедному (в обоих смыслах этого слова) Молчалину? Если отказать – можно лишиться места секретаря Фамусова. Ведь Софья мстительна: может оклеветать его (оклеветала же она Чацкого!) перед отцом: сказать, мол, приставал. Понимая это, Молчалин подыгрывает Софье – и в прямом, и в переносном смысле: сидит с ней ночи напролёт, играя на флейте. (Бедный! Ведь Софья может днём и прикорнуть, а ему – после бессонной ночи разбирать бумаги босса.)
Приезжает Чацкий. Ему хорошо: он дворянин, владелец – не Бог весть, но всё-таки то ли 300, то ли 400 душ, а главное – москвич!
А Молчалин? Провинциал из Твери, чудом попавший в Москву – в секретари Фамусова, «затем что деловой». У Молчалина, по его словам, два «таланта» – «умеренность и аккуратность». Положа руку на сердце: и то, и другое талантом не является – это просто качества, необходимые деловому чиновнику. Но Молчалин считает их талантом – Бог с ним: каждой посредственности хочется видеть в себе хоть какой-нибудь талант.
В сцене под лестницей раскрывается, что Молчалин не любит Софью (а почему он, собственно, должен её любить?), что ему нравится горничная Лиза (а почему бы и нет?) – всё это видят и Софья, и Чацкий.
Понятно, что карьере Молчалина пришёл конец: если уж родную дочь Фамусов ссылает «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов», то наверняка Молчалина отправит «корпеть» в Твери. И все «три награжденья», полученные им в Москве, обнулятся.
Конечно, жаль Чацкого с его «мильоном терзаний». Но ведь свой «миллион терзаний» увезёт из Москвы и Молчалин.
И вовсе он не «глупец» и не «подлец». Он – «маленький человек». Согласитесь, перейти из разряда «отрицательных» героев в разряд «маленьких людей» куда почётнее. Ей-богу, Молчалин этого заслуживает.
…И как всё-таки здорово, что великие книги каждое новое поколение читает по-своему и что наши дети не боятся спорить не только с учителем, но и с классиками!..