Когда-то они верой и правдой служили на железной дороге, а отработав своё, превратились в музейные экспонаты. Молодые машинисты и мастера теперь с интересом и уважением смотрят на ставшие мемориалами героические машины прошлых лет: в отрасли сохраняется преемственность поколений, трепетное отношение к истории.
Осенью нынешнего года, в дни празднования 20-летия ОАО «РЖД», на станции Ин Дальневосточной дороги появился новый памятник – заведённый на рельсовый постамент магистральный грузовой паровоз Л-3037. Для жителей посёлка Смидович, который расположен в Еврейской автономной области, это стало поистине историческим событием. Паровоз, давно отработавший своё, прибыл на Дальний Восток с Южно-Уральской дороги. Мастера со станции Ружино привели его в порядок – выглядит он как новенький. На место новой службы «ветерана» бережно доставил современный электропоезд. И теперь паровоз, поднятый на постамент, стал памятником нескольким поколениями трудолюбивых людей, посвятивших себя железной дороге.
Вокруг монумента оборудовали живописный сквер, высадили 50 елей. Установлена там и Доска почёта с биографиями заслуженных железнодорожников, и стенды с историей появления и развития станции Ин. Все работы выполнили исключительно железнодорожники: они укладывали асфальт, брусчатку, готовили стелу и постамент. Ведь из четырёх тысяч жителей посёлка большинство – труженики стальных магистралей. Вообще, история этого дальневосточного рельсового узла богата событиями, поскольку станция Ин, получившая название по имени реки, основана ещё в 1910 году. До революции здесь построили каменный корпус паровозного депо на 6 стойл для одновременного ремонта и осмотра локомотивов, уже тогда функционировали железнодорожные мастерские, действовал пункт технического осмотра вагонов. Инские паровозники водили грузовые и пассажирские составы на восток до Хабаровска и на запад до Биры. С 1969 года на станции Ин работает путевая машинная станция № 74 – предприятие, оснащённое самой современной путевой техникой, а совсем недавно, в 2009-м, здесь построили новый просторный вокзал. В последние годы грузооборот станции заметно увеличился, она превратилась в настоящее передовое производство. И разве его работники не заслуживали праздника, коим стало открытие памятника заслуженному паровозу?
На обновлённой привокзальной площади гостей и жителей районного центра встречал Образцовый эстрадно-духовой оркестр Детской школы искусств посёлка Смидовича под руководством Татьяны Алтуховой. В этот день они играли в честь грузового магистрального паровоза Л-3037.
– Сегодня всё внимание приковано к Дальнему Востоку, здесь сейчас делается история. Объёмы перевозок растут, прирастаем в штате. И всё, что сегодня мы сделали совместно с правительством области, с администрациями посёлка и района, предназначено для повышения комфорта и проживания жителей на Дальнем Востоке, – заявил на торжественной церемонии один из инициаторов открытия мемориала, начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде.
Ещё один представитель семейства «лебедянок» стал памятником истории. Он свидетель эпохи, о которой мы можем судить только по книгам, кинофильмам и таким вот образцам техники. На открытии мемориала честь паровозу отдавали железнодорожники в форме сороковых годов. И он как будто снова обрёл молодость, не утратив многолетнего опыта. Как говорят старые машинисты, паровозы любят почёт – и теперь на этот памятник ежедневно с восторгом смотрят сотни человек. Заслуженная слава. И главное в такие дни – не забыть конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали эту технику во фронтовое время и в годы послевоенной разрухи. Для них понятие «работа на совесть» было образом жизни. Потому и увековечивают через семь десятилетий результаты их творческой работы. И так будет впредь.
Из истории
Во время Великой Отечественной войны перед советскими конструкторами поставили задачу создать магистральный локомотив с пятью движущими осями в одной жёсткой раме и одной бегунковой осью. В то непростое время приходилось перевыполнять планы по производству и ремонту старой техники, однако и управленцы, и инженеры, работая над новым локомотивом, думали о будущем, мечтали о технике завтрашнего дня.
Осенью 1945 года на трассы вышел первый паровоз П-0001, конечно же, получивший название «Победа», к серийному его выпуску приступили в 1946-м. А годом позже для паровозов этой серии было введено обозначение «Л» – по фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского (следует добавить, что в разработке модели активно участвовал и академик Сергей Петрович Сыромятников). На фронтоне всех локомотивов в духе того времени располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР. Конструкторов за надёжный грузовой паровоз, так необходимый возрождавшейся промышленности, наградили Сталинской премией.
В народе эти паровозы, лучшие в своём классе, называли «лебедянки». Их вес составлял 102–103 тонны, по тяговым возможностям они превосходили своих предшественников и могли развивать скорость до 80 км/ч. А главное – несмотря на немалое число применённых технологических новинок, были неприхотливы, в том числе в ремонте. За 10 лет (до 1955 года) на разных заводах СССР (Коломенском, Брянском, Ворошиловградском) выпустили около 4200 машин серии «Л». Их облик в Советском Союзе знал каждый мальчишка, они стали символами мощи – ведь эти локомотивы тянули бесконечные товарные составы, днём и ночью обслуживая экономику государства.
Самый первый экземпляр серии – тот самый, посвящённый Великой Победе, – стал экспонатом музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги. И до сих пор на ходу. Облик «железнодорожного работяги» удивительно гармоничен. Отрадно, что эти модели по-прежнему можно увидеть в музеях и на постаментах.