Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 ноября 2023 г.
Спецпроект Станционный смотритель

Заслуженный работяга

Легендарные «лебедянки» сменили рельсы на музейные постаменты

15 ноября 2023
Красавец Л-3037 занял своё место на отреставрированной привокзальной площади

Когда-то они верой и правдой служили на железной дороге, а отработав своё, превратились в музейные экспонаты. Молодые машинисты и мастера теперь с интересом и уважением смотрят на ставшие мемориалами героические машины прошлых лет: в отрасли сохраняется преемственность поколений, трепетное отношение к истории.

Осенью нынешнего года, в дни празднования 20-летия ОАО «РЖД», на станции Ин Дальневосточной дороги появился новый памятник – заведённый на рельсовый постамент магистральный грузовой паровоз Л-3037. Для жителей посёлка Смидович, который расположен в Еврейской автономной области, это стало поистине историческим событием. Паровоз, давно отработавший своё, прибыл на Дальний Восток с Южно-Уральской дороги. Мастера со станции Ружино привели его в порядок – выглядит он как новенький. На место новой службы «ветерана» бережно доставил современный электропоезд. И теперь паровоз, поднятый на постамент, стал памятником нескольким поколениями трудолюбивых людей, посвятивших себя железной дороге.

Вокруг монумента оборудовали живописный сквер, высадили 50 елей. Установлена там и Доска почёта с биографиями заслуженных железнодорожников, и стенды с историей появления и развития станции Ин. Все работы выполнили исключительно железнодорожники: они укладывали асфальт, брусчатку, готовили стелу и постамент. Ведь из четырёх тысяч жителей посёлка большинство – труженики стальных магистралей. Вообще, история этого дальневосточного рельсового узла богата событиями, поскольку станция Ин, получившая название по имени реки, основана ещё в 1910 году. До революции здесь построили каменный корпус паровозного депо на 6 стойл для одновременного ремонта и осмотра локомотивов, уже тогда функционировали железнодорожные мастерские, действовал пункт технического осмотра вагонов. Инские паровозники водили грузовые и пассажирские составы на восток до Хабаровска и на запад до Биры. С 1969 года на станции Ин работает путевая машинная станция № 74 – предприятие, оснащённое самой современной путевой техникой, а совсем недавно, в 2009-м, здесь построили новый просторный вокзал. В последние годы грузооборот станции заметно увеличился, она превратилась в настоящее передовое производство. И разве его работники не заслуживали праздника, коим стало открытие памятника заслуженному паровозу?

На обновлённой привокзальной площади гостей и жителей районного центра встречал Образцовый эстрадно-духовой оркестр Детской школы искусств посёлка Смидовича под руководством Татьяны Алтуховой. В этот день они играли в честь грузового магистрального паровоза Л-3037.

– Сегодня всё внимание приковано к Дальнему Востоку, здесь сейчас делается история. Объёмы перевозок растут, прирастаем в штате. И всё, что сегодня мы сделали совместно с правительством области, с администрациями посёлка и района, предназначено для повышения комфорта и проживания жителей на Дальнем Востоке, – заявил на торжественной церемонии один из инициаторов открытия мемориала, начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде.

Станция Ин. Доска Почёта работников железнодорожной отрасли

Ещё один представитель семейства «лебедянок» стал памятником истории. Он свидетель эпохи, о которой мы можем судить только по книгам, кинофильмам и таким вот образцам техники. На открытии мемориала честь паровозу отдавали железнодорожники в форме сороковых годов. И он как будто снова обрёл молодость, не утратив многолетнего опыта. Как говорят старые машинисты, паровозы любят почёт – и теперь на этот памятник ежедневно с восторгом смотрят сотни человек. Заслуженная слава. И главное в такие дни – не забыть конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали эту технику во фронтовое время и в годы послевоенной разрухи. Для них понятие «работа на совесть» было образом жизни. Потому и увековечивают через семь десятилетий результаты их творческой работы. И так будет впредь. 

Из истории

Во время Великой Отечественной войны перед советскими конструкторами поставили задачу создать магистральный локомотив с пятью движущими осями в одной жёсткой раме и одной бегунковой осью. В то непростое время приходилось перевыполнять планы по производству и ремонту старой техники, однако и управленцы, и инженеры, работая над новым локомотивом, думали о будущем, мечтали о технике завтрашнего дня.

Осенью 1945 года на трассы вышел первый паровоз П-0001, конечно же, получивший название «Победа», к серийному его выпуску приступили в 1946-м. А годом позже для паровозов этой серии было введено обозначение «Л» – по фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского (следует добавить, что в разработке модели активно участвовал и академик Сергей Петрович Сыромятников). На фронтоне всех локомотивов в духе того времени располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР. Конструкторов за надёжный грузовой паровоз, так необходимый возрождавшейся промышленности, наградили Сталинской премией.

В народе эти паровозы, лучшие в своём классе, называли «лебедянки». Их вес составлял 102–103 тонны, по тяговым возможностям они превосходили своих предшественников и могли развивать скорость до 80 км/ч. А главное – несмотря на немалое число применённых технологических новинок, были неприхотливы, в том числе в ремонте. За 10 лет (до 1955 года) на разных заводах СССР (Коломенском, Брянском, Ворошиловградском) выпустили около 4200 машин серии «Л». Их облик в Советском Союзе знал каждый мальчишка, они стали символами мощи – ведь эти локомотивы тянули бесконечные товарные составы, днём и ночью обслуживая экономику государства.

Самый первый экземпляр серии – тот самый, посвящённый Великой Победе, – стал экспонатом музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги. И до сих пор на ходу. Облик «железнодорожного работяги» удивительно гармоничен. Отрадно, что эти модели по-прежнему можно увидеть в музеях и на постаментах.


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS