Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2019 г.
  4. № 14 (6686) (10.04.2019)
Литература Колумнисты

Застенчивый классик

10 апреля 2019

Наш сегодняшний гость – великий норвежский драматург, поэт и публицист, основатель европейской «новой драмы» Генрик Юхан Ибсен – родился 20 марта 1828 года в семье богатого коммерсанта; но, как ни странно, его пьесы, такие как «Кукольный дом», например, развенчивают буржуазные идеалы успеха и благополучия. Возможно, причиной было и то, что в 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, и молодому Генрику уже в 15 лет пришлось бросить учёбу и пойти работать учеником аптекаря. Впрочем, в свободное время он писал стихи, эпиграммы, рисовал карикатуры на сограждан и быстро стал популярен у радикально настроенной молодёжи. Потом перебрался в Христианию (нынешний Осло), поступил в университет, который в итоге так и не окончил, зато приобрёл знакомства в литературной среде. Благодаря им он был приглашён в первый Норвежский национальный театр в Бергене, где и ставил свои всё более и более известные пьесы.

Стоит напомнить, что Норвегия в XIX веке отнюдь не была мировым лидером по уровню жизни, каковым она является сегодня. Промышленная революция и успехи в нефтедобыче – далеко впереди, а в те времена страна считалась чуть ли не беднейшей в Европе. К тому же она находилась в крайне невыгодной для неё унии с Швецией, а независимость обрела лишь в неблизком 1905 году. Неудивительно, что Ибсену стоило больших трудов добиться писательской стипендии от парламента. А добившись её, он покинул родину на целых 27 лет. Посетив Рим, Дрезден, Мюнхен и другие культурные центры, Ибсен обосновался в Италии. Именно там и создал две грандиозные драмы – «Бранд» и «Пер Гюнт», куда вложил всю душу, весь накопленный опыт, жизненный и литературный. Однако «Пер Гюнта» соотечественники восприняли очень сдержанно, а Ханс Кристиан Андерсен и вовсе отозвался о нём как о худшем произведении, какое он когда-либо читал. Спас ситуацию другой гений – Эдвард Григ, написавший потрясающую музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе самого драматурга. «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля» – кто же этого не слыхал! Завораживает!

Общепризнано, что в таких знаменитых произведениях, как «Пер Гюнт», «Враг народа» и других, Ибсен проповедует идеалы свободы и гуманизма (не зря его пьесы высоко ценили в СССР). Но при этом – удивительное дело – заявляет: «Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова – идеал. Скажите просто, по-нашему: ложь»... Певец свободы, индивидуализма, гуманизма? Несомненно. И при этом: «Никогда не надевайте парадные брюки, если идёте сражаться за свободу и истину...»

А в жизни великий драматург, удостоенный всевозможных почестей, был человеком скромным и застенчивым, даже молчаливым. Рассказывали, что с женщинами был он робок, а отказываясь от приглашений на званые обеды, шутил: «Я в гостях почти не разговариваю – и остальные гости, глядя на меня, тоже умолкают, это раздражает хозяев... А стоит мне не прийти – и у общества будет замечательная тема для разговоров!»

Чуковский назвал Ибсена «суровой и могучей душой». И жизнь его, и даже смерть предельно откровенны. Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что, когда семья Ибсена собралась у его смертного одра, сиделка, видимо, успокаивая родственников, заметила, что больной сегодня выглядит немного лучше. Услышав это, умирающий Ибсен, приподнявшись с постели, ясно и чётко произнёс: «Напротив!» – и умер.

Что ж, классик – он классик даже и в смерти. Но написанные им великие пьесы будут жить.

Тэги: Анатолий Белкин
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Куёт он строфы, как подковы

    02.02.2021
  • Тщательно отобранные шутки

    11.11.2020
  • Человек, который смеялся

    14.10.2020
  • Под визгом яростной пилы

    29.07.2020
  • Меч почёта

    27.11.2019
  • Неповторимый Бабель

    55 голосов
  • Под визгом яростной пилы

    39 голосов
  • Невезучий романтик

    33 голосов
  • Опасные странности

    26 голосов
  • Соловей не умолкает на заре

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS