Наш сегодняшний гость – великий норвежский драматург, поэт и публицист, основатель европейской «новой драмы» Генрик Юхан Ибсен – родился 20 марта 1828 года в семье богатого коммерсанта; но, как ни странно, его пьесы, такие как «Кукольный дом», например, развенчивают буржуазные идеалы успеха и благополучия. Возможно, причиной было и то, что в 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, и молодому Генрику уже в 15 лет пришлось бросить учёбу и пойти работать учеником аптекаря. Впрочем, в свободное время он писал стихи, эпиграммы, рисовал карикатуры на сограждан и быстро стал популярен у радикально настроенной молодёжи. Потом перебрался в Христианию (нынешний Осло), поступил в университет, который в итоге так и не окончил, зато приобрёл знакомства в литературной среде. Благодаря им он был приглашён в первый Норвежский национальный театр в Бергене, где и ставил свои всё более и более известные пьесы.
Стоит напомнить, что Норвегия в XIX веке отнюдь не была мировым лидером по уровню жизни, каковым она является сегодня. Промышленная революция и успехи в нефтедобыче – далеко впереди, а в те времена страна считалась чуть ли не беднейшей в Европе. К тому же она находилась в крайне невыгодной для неё унии с Швецией, а независимость обрела лишь в неблизком 1905 году. Неудивительно, что Ибсену стоило больших трудов добиться писательской стипендии от парламента. А добившись её, он покинул родину на целых 27 лет. Посетив Рим, Дрезден, Мюнхен и другие культурные центры, Ибсен обосновался в Италии. Именно там и создал две грандиозные драмы – «Бранд» и «Пер Гюнт», куда вложил всю душу, весь накопленный опыт, жизненный и литературный. Однако «Пер Гюнта» соотечественники восприняли очень сдержанно, а Ханс Кристиан Андерсен и вовсе отозвался о нём как о худшем произведении, какое он когда-либо читал. Спас ситуацию другой гений – Эдвард Григ, написавший потрясающую музыку к спектаклю «Пер Гюнт» по просьбе самого драматурга. «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля» – кто же этого не слыхал! Завораживает!
Общепризнано, что в таких знаменитых произведениях, как «Пер Гюнт», «Враг народа» и других, Ибсен проповедует идеалы свободы и гуманизма (не зря его пьесы высоко ценили в СССР). Но при этом – удивительное дело – заявляет: «Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова – идеал. Скажите просто, по-нашему: ложь»... Певец свободы, индивидуализма, гуманизма? Несомненно. И при этом: «Никогда не надевайте парадные брюки, если идёте сражаться за свободу и истину...»
А в жизни великий драматург, удостоенный всевозможных почестей, был человеком скромным и застенчивым, даже молчаливым. Рассказывали, что с женщинами был он робок, а отказываясь от приглашений на званые обеды, шутил: «Я в гостях почти не разговариваю – и остальные гости, глядя на меня, тоже умолкают, это раздражает хозяев... А стоит мне не прийти – и у общества будет замечательная тема для разговоров!»
Чуковский назвал Ибсена «суровой и могучей душой». И жизнь его, и даже смерть предельно откровенны. Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что, когда семья Ибсена собралась у его смертного одра, сиделка, видимо, успокаивая родственников, заметила, что больной сегодня выглядит немного лучше. Услышав это, умирающий Ибсен, приподнявшись с постели, ясно и чётко произнёс: «Напротив!» – и умер.
Что ж, классик – он классик даже и в смерти. Но написанные им великие пьесы будут жить.