Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2024 г.
  4. № 25 (6939) (26.06.2024)
Телеведение

Затейник

Панкратову-Чёрному – 75

28 июня 2024
Александр Панкратов-Чёрный. Кадр из фильма «Где находится нофелет?»

Жили-были два Саши, два Панкратовых, и оба режиссёры. Учились на курсе у Дзигана и для различия назывались Белый и Чёрный.

Белый потом остался Панкратовым и снял «Прощай, шпана замоскворецкая». А Чёрный прибавил псевдоним к фамилии и стал сущим цыганом. За усы и игривый глаз Карен Шахназаров взял его в «Мы из джаза» играть на банджо и петь «А ну-ка, убери свой чемоданчик», хоть он и не умел ни того ни другого. Зато расписывал достоинства одесского джаз-банда, куртуазно кричал: «Мадам!» – и некуртуазно: «Сам пошёл!» – тем, кто не впечатлился.

Так его узнала страна.

Времена были томные, женские, на усатых был спрос. Боярскому, Кикабидзе, Михалкову и Филатову буквально проходу не давали.

Панкратов-Чёрный назвался Челентаной и перенимал степ у Евстигнеева в «Зимнем вечере в Гаграх». Совсем забыл, что режиссёр, и окончательно уверился, что цыган.

Хотя был и не цыган вовсе и даже не из Одессы.

Учил недотёпу Меньшова подкатываться к дамам – с таинственным вопросом, где находится нофелет. Изменял всем жёнам сразу. Фотографировал лохнесское чудище – то есть фотографировал-то он очередную шмару, а сзади из воды высунулся зверь и запалил перед женой, потому что снимок было уже не скрыть («Происшествие в Утиноозёрске»). Спрос пошёл на Панкратова, раз уж он такой Чёрный.

Всё кооперативное кино сделало его своей эмблемой – Харатьяна и его. Как раз подкатило время частной разгуляйской инициативы.

В попурри из анекдотов «Новый Одеон» они играли вместе: Харатьян – корнета, а Панкратов – поручика Ржевского. Плюс рыболова, эсэсовца, милиционера, официанта, ковбоя и заложника в лифте. Фильмы сами по себе стали анекдотами, и одни только названия курортного зрителя манили, а не размягчённым жарой и портвейном давали стоп-сигнал. И не было такого балаганного предприятия, в котором не участвовал бы чёрный Панкратов. Назову все.

«Бабник», «Альфонс», «Охламон», «Импотент», «Официант с золотым подносом».

«Отель «Эдем», «Устрицы из Лозанны», «Зефир в шоколаде», «Любовница из Москвы»*.

Герои у него были то Гена, то Жора, половина одесситы, но к нулевым авторы совсем распустились, и его всё чаще стали звать просто Саша.

Участвовал в передаче «Белый попугай», опять с анекдотом.

Стрелял в стакан на голове Михалкова.

В «Смаке» варил Урганту суп народов Памира, Ургант хвалил.

В патриотическом кино много переиграл прапорщиков и старшин. Занял твёрдую позицию по Украине, за что был ею проклят, как и все нормальные люди. На Украине здорового человека выступил в роли старшины Федоренко в эпосе «По законам военного времени», но Украина здорового человека потихоньку стала Россией – что особенно видно в последних сезонах.

Учился в Нижегородском театральном, откуда Евстигнеев – там доска висит. В «Зимнем вечере…» Евгений Саныч его не только степу учил, но и школил по ремеслу. Смотри, говорил, Сашка, держи марку. Не знал ещё, что училище назовут его именем и марка станет персональной.

Не будь низких 90-х с их грошовым репертуаром – сделался бы выдающимся эксцентрическим артистом. Чуток подкормить или подушку пристроить – и готов Карлсон. Как бы у него звучало: «Ну, я так не играю», «Спокойствие, только спокойствие!» и «Малыш, я же лучше собаки»!

Красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.

Главное – с моторчиком.

___________________

* Полный список фильмов – на сайте «ЛГ».

Тэги: Юбилей
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

  • Ровесник гражданской авиации

  • «Благоприятное лето Господне…»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS