Пушкин всегда прав. Мы действительно ленивы и не любопытны. И ничего с этим, похоже, не сделаешь.
Когда получил приглашение на церемонию награждения победителей международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу года, был почти уверен – увижу на малой сцене театра им. Маяковского не только коллег, но и представителей, к сожалению, исчезающей профессии – зав. литчастью. Кому же как не им в первую очередь должны быть интересны современные пьесы и новые имена? Но то ли действительно мы ленивы и не любопытны, то ли настолько изменился театр, что даже в год имени себя вполне может без свежей крови обойтись – классики на век нынешних худруков хватит…В общем, завлитов в заполненном под завязку зале не было. Жаль – где ещё как не на во второй раз проводимом Национальной ассоциацией драматургов (НАД) и ООО «Театральный агент» подведении итогов конкурса можно встретить сразу столько талантливых и перспективных драматургов? И пока они в эйфории от успеха, и о пьесе легче договориться…
– Одна из проблем нашего театра, – считает председатель жюри конкурса «Автора на сцену» глава НАД Юрий Поляков, – как раз дефицит современных пьес. Классика – замечательная вещь, но прежде чем стать «нашим всем» и Гоголь, и Островский, и Чехов, и Горький, и Булгаков, и Эрдман ,и Вампилов были остросовременными, если не сказать – злободневными авторами. Почитайте научные комментарии к пьесам Чехова или Горького: эти пьесы буквально нашпигованы идеями и реалиями, которые тогда обсуждались в прессе и в мыслящем слое общества.
В наши дни с современной пьесой, рассчитанной на широкого зрителя и большую сцену, а не на чердаки и подвалы, дела обстоят не лучшим образом. Почему? Одни считают, из-за того, что сегодня у нас нет Булгаковых, Арбузовых, Рощиных, Розовых, Володиных, Зориных, Друцэ… Другие полагают, беда в том, что театры такие пьесы не ищут (ау, завлиты! – Ю.В.) и не заказывают. Нет спроса – нет предложения… Вот мы и задумались над тем, как помочь серьёзной, рассчитанной на широкого зрителя драматургии вернуться на большую сцену.
И вот уже конкурс «Автора на сцену» прошёл второй раз. В нём приняли участие 306 зарегистрированных пьес от авторов из 17 стран – России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции и США. Авторитетное жюри отобрало десять победителей и трёх дипломантов, также определился победитель в номинации «Российская историческая пьеса» по теме «Жизнь и деяния Петра Великого».
Все финалисты получили памятные дипломы и сертификаты на 500 тысяч рублей от «Театрального агента» для постановки в театрах страны. Пьесе, победившей в исторической номинации – «Петр Великий из плоти и крови» Игоря Афанасьева будет оказана финансовая поддержка Минкульта в размере миллиона рублей. Кроме того, пьесы всех лауреатов в следующем году будут опубликованы в журнале «Современная драматургия» и альманахе «Автора на сцену». И дай Бог и режиссёр – будут поставлены на сцене.
Тем более что сценическая композиция по текстам финалистов конкурса, которую блестяще и под аплодисменты зала исполнили актёры московских театров и выпускники ВГИКа – серьёзная заявка на будущий аншлаг.
Победителями конкурса «Автора на сцену» стали Дмитрий Артис из г. Домодедово за пьесу «Шахтёр» об Алексее Стаханове, Екатерина Барсова-Гринёва из Москвы за «Лунный блюз для Греты», москвич Дмитрий Бочаров за пьесу «Американец», Александр Домовец (Волгоград) – автор пьесы « Восьмидесятник», Михаил Мишин (Россия) и Александр Червинский (США) за пьесу «Лягушки в шампанском», москвичи Малика Дубина за «Таську», Глеб Нагорный за «Русский Хэллоуин», лауреаты первого конкурса «Автора на сцену» Татьяна Осина и Марина Ошарина за сказку «Последний волшебник», жительница Минска Влада Ольховская – автор пьесы «6 утра, американо», за пьесу «Артистка из Кукушкино» Ольга Степнова (Новосибирск). Специальный диплом партии «Справедливая Россия» вручён Вере Аккерман из Белгорода-Днестровского за пьесу «В провинции, у моря». Дипломами отмечены москвичи Леонид Доброхотов за «Кёнигсбергские КАНТинки», Виктор Калитвянский за «Легенду о кимрском сапожнике» и Ирина Ордынская за «Миллион роз».
Награды вручали народные артисты России Сергей Никоненко и Всеволод Шиловский, заслуженный деятель искусств России кинорежиссёр Юрий Кара, главные редакторы газет «Вечерняя Москва» и «Культура» Александр Куприянов и Пётр Власов, первый секретарь Союза писателей России Николай Иванов, заместитель министра культуры РФ Павел Степанов, члены жюри драматурги Татьяна Москвина и Владимир Малягин, председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев.
Вечер, как это часто бывает в театре, несколько затянулся, но и лауреаты, и зрители, и устроители были довольны. А Юрий Поляков отметил, что Национальная ассоциация драматургов всячески приветствует интерес к современной пьесе, который сейчас наблюдается.
Ведь главное – чтобы в афише появились новые имена. Ждём новых открытий и верим, что список классиков отечественной драматургии не прервётся на именах Розова, Вампилова, Рощина…
Юрий Виноградов
Фото: Альберт Багаутдинов