В этом году состоится XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов
Редакция «Литературной газеты» не осталась в стороне от столь значимого для нашей страны и молодёжи события, поэтому провела в социальных сетях конкурс эссе, предложив четыре темы, созвучные лозунгу фестиваля.
Темы эссе:
1) Цели и достижения Великой Октябрьской социалистической революции.
2) Уязвимое положение молодёжи и молодёжная безработица: способы решения этих проблем.
3) Роль СССР в победе над нацизмом и фашизмом.
4) Как империализм манипулирует СМИ и информацией.
5) Новые антинаучные образовательные материалы как инструмент манипуляции умами молодёжи.
Самой популярной оказалась тема молодёжной безработицы, а вот Октябрьская революция слишком далека от молодого поколения. Тема антинаучной манипуляции задела ребят – откликнулись многие, вот Вторая мировая война – менее популярна или вопрос показался слишком риторическим.
Как мы и обещали участникам конкурса, публикуем работы победителей.
Наша сила – в единстве
Как империализм манипулирует СМИ и информацией
Софья Выродова
Империализм. Что это по-вашему? Особая политика государства или же одна из стадий экономического развития общества? В любом случае об этом явлении и о его влиянии на мир в целом должен знать каждый уважающий себя гражданин, которому небезразлична судьба его страны.
Существует два мнения. Одни называют империализм продуктом высокоразвитого капитализма, то есть первое существует без второго, они независимы. Другие считают, что империализм является частью капитализма, его высшей стадией, и без него не существует, а значит, и избавиться от этого явления без ухода от капитализма не получится.
Какова бы ни была трактовка империализма – от него необходимо избавляться. Ведь это явление направлено на политическую и экономическую эксплуатацию других стран и, как следствие, разделение власти и территории между крупнейшими монополиями мира, которые навязывают свою политику, интересы, разрушают единство наций под прикрытием лжеправедной цели – мир во всём мире, глобализация, обмен культурным наследием. А на деле мы получаем многочисленные альянсы монополий, представителям которых подвластен даже государственный аппарат, ведь у кого капитал, у того и власть. Плохо только, что этой властью злоупотребляют в ущерб народам.
Влияние империализма практически незаметно для непосвещённого человека. Именно поэтому необходимо знать врага в лицо.
Самое главное оружие империализма – СМИ и информация. Да, та самая, которую мы иногда забываем фильтровать, берём всё без предварительной проверки на неразумность, банальность и бред. Реклама зарубежных каналов, заурядные сериалы, потребительское кино, сплетни о знаменитостях – всё это лучшее лекарство от задумчивости. Люди отвлекаются от реальности, уходят от глобальных проблем, верят в лучшую жизнь, но ничего для этого не делают, ведь на экране всё происходит само собой, значит и им повезёт.
Войны и насилие, которые освещаются почти в каждом выпуске новостей, талантливо вытесняют лишние вопросы о ситуации в стране, вызывают у людей сострадание и боль. А эти чувства хорошо отвлекают от реальных проблем, которые проявят себя в будущем.
Инспирированный культ «свободы везде и во всём» лишь приближает политиканов империализма к их главной цели. Пропаганда особо плодотворно действует на юные умы. Ведь молодёжь в силу своего максимализма превращает свободу во вседозволенность: ем и пью, что хочу, покупаю, сколько хочу, уезжаю, куда хочу, говорю, когда хочу. Одно большое и жирное «хочу» без заботы о других людях, у которых тоже есть свои желания, чувства, своя собственная свобода, наконец. Такое поведение нередко принимает бунтарский характер, а там, глядишь, и до восстания недалеко. Зарубежные злопыхатели только этого и ждут.
А вы заметили сколько сейчас книг для тех, кто хочет стать миллионером? На прилавках появляется всё больше пособий по личностному росту, продвижению в карьере, самосовершенствованию. Конечно, с первого взгляда всё прекрасно, целеустремлённым или же ищущим себя людям отрадно, а будущим работодателям радостно и спокойно. Но посмотрите на это с другой стороны. Читая такую литературу, человек полностью сосредотачивается на себе, на своих интересах, на своей цели, какой бы она ни была. Он забывает о своём окружении, о том, что происходит в его стране и с его согражданами. В итоге становится актуальна фраза «моя хата с краю». И это уже закономерность!
Частное, «моё» уже стало выше общего, «нашего». Национальный дух потихоньку умирает, эгоизм с его ложными ценностями процветает. Люди не понимают, что их жизнь ухудшается, что они уязвимы поодиночке. Империалистические страны идут именно к этому. Они внедряют новые чуждые нации ценностные установки, растлевают умы банальными идеями, и, наконец, разрушают коллективный дух.
Один в поле не воин, им просто управлять, его легко сломить. В итоге государство беззащитно, ведь его граждане – это уже не единое целое, не общность, у каждого свои интересы. Так и умирают патриотизм и самобытность.
Как же спастись от влияния империализма? Лучший способ – это возрождение исконных народных ценностей, агитация людей на сплочение и совместные действия. Например, Дания в этом преуспела, выстроив свой собственный «датский путь» развития. Датчане преданы своим традициям, преданы друг другу и всегда уверены в том, что государство о них позаботится. Отсюда и развиваются такие качества, как патриотизм, честность, солидарность, общественная ответственность, равенство и сопереживание. Доверие и беспокойство за свою страну – это уже часть культуры. Но в то же время датчане терпимы к другим народам и нациям, уважают их интересы, не предавая своих собственных. В таком обществе империализм бессилен.
Таким образом, политика «скрытого рабства» уничтожает самое важное для народа – единство. Ей необходимо дать бой, а сделать это можно лишь совместными усилиями граждан, не безразличных к судьбе их государства, их самобытного общества.
Правда и только правда
Новые антинаучные образовательные материалы как инструмент манипуляции умами молодёжи
Екатерина Давыдкина
Неотъемлемой частью жизни современной молодёжи является образование: мы посещаем школы, университеты, секции. Для такой деятельности необходимы образовательные материалы — источники знаний. Но соответствуют ли материалы научным фактам? Широко распространена паранаука — учение, не отвечающее научности. Она может сформировать ложные знания о мире, изменить поведение человека. Можно ли утверждать, что ненаучные образовательные материалы манипулируют умами молодежи?
Ответ – да. Манипуляция проводится через рекламу. В этом можно убедиться, посетив какую-либо интернет-страницу. Часто перед пользователем возникает навязчивое объявление, скажем, с услугами астролога. При попытке закрыть рекламу у пользователя ничего не получится. Реклама направлена на получение прибыли, поиск сторонников.
Также манипулируют молодёжью антинаучные статьи в интернете или в печатных изданиях. Например, сейчас распространены сайты о нетрадиционной медицине. Авторы текстов – производители или пропагандисты — зачастую не имеют должных знаний и могут навредить здоровью, а за псевдолечение потребовать деньги.
Стоит отметить, что и псевдонаучные телепередачи манипулируют умами молодёжи. Делают это производители, политики. На каналах, транслирующих передачи о спиритизме, уфологии, хиромантии и проч., популяризируют антинауку и могут повлиять на психику молодёжи ради рейтинга канала, прибыли.
Проблема сейчас актуальна. Во-первых, поскольку молодёжь – наиболее уязвимая часть населения. Во-вторых, потому что цифровые технологии широко популярны, знания стали доступнее. В-третьих, стоит отметить слабость цензуры в правовом государстве. Один из возможных способов решения проблемы — фильтрация содержания сайтов, телеканалов, литературы.