Это было в разгар перестройки, когда нас очень и очень удивляли неожиданно появившиеся частные магазины, частные рестораны. Время, когда на съездах творческих союзов, как правило, бездари под спекулятивным прикрытием «гласности» и «прав человека» поносили, если не сказать, крыли матом известных писателей, художников, особенно кинематографистов. Время, когда, по сути, узаконенная вседозволенность позволяла, скажем, на Арбате продавать боевые ордена и медали. И именно в это время я прочитал в центральной газете грустную, вызвавшую душевную боль статью о том, что молодые ублюдки в метро на глазах у всех пристали к седому старцу с дикими словами: «Чего напялил на грудь эти жестянки?» Из той статьи я yзнал, что у ветерана войны среди наград был и орден Красного Знамени.
Тогда я работал над документальной повестью «Крылья» о жизни и подвигах дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна, вошедшего в историю Отечественной войны под именем Балтийский орёл. И в ходе работы над книгой мне ужасно захотелось узнать о том, как и за что давали ту или иную награду и в частности орден Красного Знамени. Кстати, именно рассказом о мерзком случае в метро начинается моя книга «Крылья». Тогда же я узнал, что согласно приказу наркома обороны за № 0299 только после того, как лётчик-штурмовик совершит 20 успешных вылетов, можно говорить о правительственной награде – ордене Красного Знамени. Уже не говорю о том, какой длинный и долгий путь проходил наградной лист. Узнал даже о том, что последний в этой цепочке документ называется «Заключение», которое завершается словами: «...и просить правительство утвердить постановление Военного совета флота».
Это всё, так сказать, бумаги. Приведу живой пример из официального документа: «Младший лейтенант Нельсон Степанян с 28 сентября по 13 октября 1941 года сделал 20 успешных боевых вылетов в группе из 3–4 самолётов на разгром германского фашизма на подступах города Ленина. Уничтожены и выведены из строя 51 автомашина, 8 танков – плавсредств водоизмещением 400 тонн, 3 бронемашины, 1 мотоцикл, 8 фургонов, 4 повозки. Достоин награждения орденом Красного Знамени... Заключили командир 8-й авиабригады полковник Логинов и военком 8-й авиабригады бригадный командир Александров». Далее yжe следуют высокие инстанции: «Командующий ВВС КБФ генерал-майор авиации Самохин и военный комиссар ВВС КБФ дивизионный комиссар Пурник».
Приведу другой пример: чтобы санитару получить орден Красного Знамени, нужно было вынести с поля боя более 20 раненых, рискуя каждый раз собственной жизнью. И вдруг таким орденом безнаказанно торгуют какие-то ублюдки в стране, которая была спасена от верной гибели ценой почти тридцати миллионов своих граждан! На наших глазах создалась обстановка, при которой не ведающие, что творят, внуки издевались над боевыми наградами дедов.
Говорили тогда, что на Арбате можно было приобрести даже «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Правда, потом спохватились! Однако было уже поздно. Кошмар этот запал всем нам в душу. Ужас этот никогда не забудется. Остаётся напомнить нынешнему поколению, что звание Героя присваивали «за совершение подвига, за выдающиеся заслуги».
Работая над книгой «Крылья», я подолгу рылся в архивах Еревана, Москвы, Ленинграда, Лиепаи. Впервые посетил Лиепаю в далёком 1954 году на минном заградителе «Урал». Я служил на Балтике и хорошо помню, что этот незамерзающий порт все упорно называли Либавой. Не думал, что пройдут долгие годы и в 1987 году в Лиепайском историко-художественном музее буду записывать в своём блокноте прорву страниц из документов о боевых подвигах Нельсона Степаняна, в том числе и в небе Лиепаи.
Тогда в этом городе была улица с мраморной плитой, на которой было написано: «Легендарный лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, сын армянского народа Нельсон Георгиевич Степанян». И была войсковая часть, где на плацу стоял памятник с надписью на постаменте: «...погиб в воздушном бою над Балтийским морем вблизи Лиепаи в борьбе за освобождение Советской Латвии от немецко-фашистских захватчиков». Сегодня эту улицу переименовали, памятник снесли. Благо нашлись светлые люди, которые и перенесли его в Калининград, дорогой моему сердцу город. Я служил в Калининградской области, в солнечном Балтийске. Так назвали знаменитый порт Пиллау. Я не знаю, как можно цинично осквернять прошлое, без которого не было бы настоящего.
...Высокопрофессиональный полиграфист, автор и издатель многих исторических книг, директор армянского издательства «Амарас» Аркадий Асрян к семидесятилетию Великой Победы издал капитальный энциклопедический труд об армянах, удостоенных во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, полных кавалеров ордена Боевой Славы, кавалеров высших боевых наград разных стран (речь о сыновьях мировой армянской диаспоры). У меня на руках сигнальный экземпляр этой книги. 106 Героев Советского Союза. Кстати, автором эскиза награды Героя Советского Союза был армянин – Мержанов Мирон Иванович (Мержанянц Мигран Ованесович). 26 сыновей армянского народа стали полными кавалерами орденов Славы, приравненными по своему статуту к правам Героев Советского Союза. Восемь сыновей Армении стали кавалерами высших наград разных стран. Среди них легендарный боец французского Сопротивления Мисак Геворкович Манушян, которому было девять лет, когда родители стали жертвой геноцида армян в Западной Армении. Сохранился нацистский документ о лидере группы французских партизан Мисаке Манушяне. В нём было написано: «Армянин, лидер отряда, 56 нападений, 150 погибших, 600 раненных». О Мисаке Манушяне писали стихи Луи Арагон, Поль Элюар, слагали песни Лео Ферре и Шарль Азнавур.
Портреты всех героев в едином стиле написаны видными художниками.
В предисловии к своей книге Аркадий Асрян приводит официальные данные фронтовой арифметики. Более 600 тысяч армян принимали участие в Великой Отечественной войне. 83 присвоено генеральское звание. Среди них маршал Советского Союза Ованес /Иван/ Баграмян, адмирал флота Советского Союза Ованес (Иван) Исаков, маршал авиации Арменак Ханферянц (Сергей Худяков), главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян, маршал инженерных войск Сергей Аганов (Оганян).
В войне участвовали шесть армянских дивизий. У каждой – своё название. Рассеянные по всему миру армяне в годы войны принимали активное участие в составе войск других стран. Только в армии США принимали участие 20 тысяч армян. Большую поддержку Советскому Союзу оказали верующие армяне мировой диаспоры во главе с Католикосом всех армян Геворгом IV Чорекчяном. На собранные средства были созданы танковые колонны «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян».
Думаю, все народы нашей бывшей общей страны, имеющей единую армию, делали всё возможное и невозможное, чтобы был у нас праздник 9 Мая. И сегодня как никогда хочется задаться страшным вопросом: что если бы ценой несусветных потерь мы не сотворили 9 Мая?
Согласно генеральному плану «Ост» уже в 1940 году уверовавший в бесспорную победу в будущей войне Гитлер самонадеянно планировал: «Или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы...», «Дело заключается в том, чтобы разгромить русских как нацию, разобщить их...», «Нам удастся полностью уничтожить понятие еврей...», «Некоторое время понадобится для того, чтобы на нашей территории исчезли такие народности, как украинцы, гараки и лучижане…»
Читая сегодня о нацистских планах, которые почему-то называются бредовыми (план «Барбаросса», операция «АБ», операция «Котбус», план «Грюн» и другие), убеждаешься, что, собственно, никакого бреда не было. Сплошные осязаемые кровавые реалии. В словарях слово «бред» переводится и как «бессмыслица» тоже. Что это за бред такой, если погибло около 70 миллионов человек, не считая сотен миллионов раненых, которые ушли из жизни раньше времени, не считая тысяч и тысяч разрушенных, сожжённых дотла городов и объектов жизнеобеспечения, не считая того, что исчезли бесследно бессчётное количество шедевров мировой культуры? А ведь всё это делалось, по сравнению с сегодняшним днём, можно сказать, примитивным оружием. И почему, скажем, Организация Объединённых Наций не задаётся действенным вопросом: чем может закончиться бряцание атомным оружием?
Земля-то у нас одна. Одна на всех.