Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2025 г.
  4. № 14 (6978) (09.04.2025)
Литература Библиосфера Гипертекст

Земля распахнулась, как русская речь

10 апреля 2025

Юлия Скрылёва

Игорь Караулов. Главные слова. – М.: АСТ, 2024. – 240 с. – 2000 экз. – (Мысли о Родине).

Для того чтобы донести до читателя самые важные, самые сокровенные мысли, не обязательно кричать во весь голос. Достаточно выбрать единственно верные слова, самые простые, но проникающие прямо в сердце. Книга стихотворений русского поэта и публициста Игоря Караулова «Главные слова» подкупает в первую очередь доверительной интонацией. Читаешь – и словно беседуешь со старинным другом, верным прежде всего самому себе:

Не колеблем ни веком,

                                 ни ветром,

я для важного дела храним

с той минуты, как вороном,

                                      вепрем –

кем, не помню –

               назвался твоим.


Ещё одна важная особенность этого поэтического сборника – его тесная связь не только с отечественной, но и с мировой литературной традицией. Стихотворения Игоря Караулова, включённые в книгу, без сомнения, самоценны. Однако, путешествуя по её страницам, то и дело встречаешься со знакомыми персонажами и сюжетами: «Мы выучили все их имена, / их адреса разметили на карте. / Но сгинул Холмс, и Ватсону хана, / и запропал профессор Мориарти», «Надоело делать то, что звалось экономикой, / устали быть Сизифами подземные гномики», «В парк уходят поздние трамваи / вместе с телом доктора Живаго. / Если ты внутри ещё живая, / удержись от гибельного шага», «В столе у Маяковского хранится пистолет, / стреляющий воздушными шарами», «Теперь мы по разным планетам, / порой в перекрестье прицела. / А всё же хорошим поэтом / была Ахмадулина Белла». Это делает стихи ещё более «твоими», то ли из-за «радости узнавания» и неожиданного соприкосновения с собственным читательским опытом, то ли от осознания того, что автор не отдаляется от читателя, отправившись в недосягаемые выси и указывая оттуда, как и что делать «простым смертным», а стоит с ним на одной ступени: «А нам пора кормить зверей, / и к чаю кончились лимоны. / Нарвём десяток фонарей, / пока не видят фараоны?»

При всём своём внимании к прошлому Игорь Караулов – поэт современный. На события дня сегодняшнего он откликается очень остро («Когда войну мы вгоним в гроб / и хоронить сойдёмся вместе. / Когда её бугристый лоб / расстрига-ветер перекрестит. / Когда её в донецкий кряж / зароем, чтоб не восставала, / и терриконовый пейзаж / над ней сомкнётся без прогала. / Мы возвратимся в города / и павильоны соки-воды / собой заполним без труда, / как землю мирные народы. / И сок гранатовый никак / нам не напомнит о разрывах, / и о внезапности атак, / и о случайностях счастливых…». Или: «Бывает мучителен долгий маршрут, / но радость прольётся в итоге / и кожу с нас больше живьём не сдерут / за то, что играем, как боги. / И флейты военной не молкнет рассказ, / понятен без лишнего слова. / Глаза закрывает – и видит Донбасс. / Глаза открывает – и снова»), а историю – страны и литературы – переосмысляет через слово: «Сказали: «тайны Бытия», / а мне послышалось: «Батыя». / Я помню, родина моя, / твои мелодии простые».

Понятия родного языка, речи – основополагающие в поэзии Игоря Караулова:

Владеет землёй,

           кто готов в неё лечь,

а воздух – удел беглеца.

Земля распахнулась,

                  как русская речь,

роднее не помню лица.


Следующий пример отсылает нас к строкам Тютчева. Узнаёшь первую строчку – «Эти бедные селенья» – и хочешь продолжить её знакомым «Эта скудная природа / Край родной долготерпенья – / Край ты русского народа». Но автор предлагает свой вариант, подменяя ожидаемую, привычную поэтическую реальность – новой, созвучной одновременно и эпохе Тютчева, и дню сегодняшнему:

Эти бедные селенья,

тут и там уже коттеджи,

на холме особняки.

Русский люд живёт в надежде:

заготовили соленья,

точат быстрые коньки.


Стихи Игоря Караулова написаны преимущественно в классической традиции. Однако в одном из трёх разделов книги, «Волшебный возница», читатель встретит произведения в иной манере:

Когда ты приедешь в наш город

что-нибудь

               непременно произойдёт


Например, ты приедешь

                             в наш город

а меня заберут в участок

за очередную выходку

против общественного порядка

вольный выкрик в толпе

                          или граффити

И вот я сижу за решёткой

фараон не даёт мне пить

а тебя ко мне не пускают…


Поэт глубоко переживает всё, что происходит с ним и с его страной, но не расплёскивает чувства, будто воду из ведра: «Я никогда слезами не сорю». И тому есть исчерпывающее объяснение: «Людское горе больше наших слёз, / и среди ночи, сердцем каменея, / я чувствую, как я к земле прирос, / и не моя слеза плывёт над нею». Сдержанный внешне, скупой на сантименты, в действительности он – как натянутая струна, как оголённый провод.

«Поэзия в живое не стреляет, / на этом свете ей не нужен враг. / Поэзия всё время поправляет / бронежилет, сидящий кое-как», – пишет Игорь Караулов. Но именно за стихи (в том числе!) можно и смерть принять: «Теперь настало время выбирать / не депутата и не ветчину, / а выбирать, за что нам умирать. / Выходит так, что снова за страну. / За три берёзки или три ольхи, / снегами припорошенную даль. / Не за стихи? Пускай и за стихи, / в родном пейзаже малую деталь». А вот финальная строфа: «За ту страну, что выйдет из огня – / по нашим спинам – чище и ясней. / За ту страну, что нового меня / однажды восстановит из камней». Эти слова убеждают нас, что возрождение, обновление, пусть даже доставшееся непростым путём, неизбежно. А значит, жизнь – победит.

Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вдохновение и Наследие

    17.06.2025
  • «Не бойся – проживи!»

    17.06.2025
  • Хранитель традиционной культуры

    15.06.2025
  • Глубинам космоса внимаю

    15.06.2025
  • Семь небес

    14.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS