На исходе мая IV Международный кинофестиваль им. А. Тарковского «ЗЕРКАЛО» собрал гостей и участников из 11 стран в приволжском Иванове. Разнообразие фестивальных программ – как чисто кинематографического порядка, так и экскурсионно-этнографического – насытило неделю работы щедрым потоком впечатлений, поскольку Иваново – не только город невест, но и женихов, музеев, вузов, Вячеслава Зайцева, приземистых дощатых домишек с кружевными наличниками на окнах, конструктивистских архитектурных шедевров и фешенебельных высоток, стриженых газонов и не обходимых грязевых луж, супермаркетов и ситца, автомобильных пробок, крикливых к заутрени петухов и поющих ввечеру лягушек… В общем, пять часов езды на автомобиле от МКАД – и вы в городе феноменальных контрастов.
От России (совместно с Германией) в конкурсе участвовал фильм «Переселенец». Дебютант Евгений Сергеев-Эпштейн получил спецприз от мецената фестиваля «За создание образа современника». Возвращение на историческую родину, в Германию, и адаптация в эмигрантской среде 20-летнего россиянина сопряжены с периодом его личностного становления. На дальний план сама собой уходит не новая и всё-таки плодоносная тема «русский менталитет на чужбине», поскольку мир стал тесным и однообразным и любой юноша в предложенных картиной обстоятельствах будет вести себя примерно так же, вне зависимости от географической конкретности. Люди соответствуют миру, в котором живут, и отсутствие индивидуальности уже типично. Обобщающий портрет нивелирует само понятие менталитета, на котором держится, в частности, российская культура. Актуальна ли данная тема для других стран, возможно ли предотвратить или хотя бы замедлить процесс отрыва корней? И есть ли в этом надобность?.. В финале герой, отвечая на вопрос тюремного следователя, что он будет делать, когда отсидит 9-летний срок, говорит: вернусь домой, в Россию…
О другом неосуществлённом желании вернуться домой в Россию – фильм «Истинный полдень» (Таджикистан–Швейцария–Нидерланды–Иран). Замечательный самобытный русский артист Юрий Назаров удостоен награды «Лучшая мужская роль». Режиссёр Носир Саидов снял драму о чести, долге, мужестве и великодушии русского человека, ставшего заложником своего характера, когда поступки диктует только веление сердца. Оказавшись много лет назад в горном кишлаке по служебной надобности, герой Назарова дожил там до седин и пользуется всеобщим уважением. И вот между соседними кишлаками колючей проволокой проводят границу двух стран, минируется контрольная линия, и жизнь людей меняется, хотя в их сознании и быту граница абсурдна. Значит, даже свадьба двух влюблённых, разделённых проволокой, не состоится? Герой, как и обещал, отводит невесту к жениху, но сам подрывается…
Медитативная поэма «Гималаи, там, где ветер» (Юж. Корея–Франция–Непал) решена в традициях темы «путь к себе». Покинув офис, долго и трудно герой добирается до затерянного в горах посёлка, где жизнь течёт в такт заунывной мелодии пастушьей дудочки. Мимо глинобитных домиков, куда-то в ущелье направляются души обновлять свою карму, и ветер указывает им дорогу, помогая вернуться. Постепенно величие природы выравнивает ритм героя, и тот отправляется в обратный путь. Отныне в его душе живёт привязанность к этому месту и здешним духовно чистым людям. Фильму присуждён спецприз мецената фестиваля «За изобразительное решение фильма»: долгие статичные планы отсылают к эстетике Тарковского. Чён Су Иль назван «Лучшим режиссёром»: «Из картин Тарковского я получил новое представление о съёмке: как использовать цвет, свет и пространство. Это меня очень удивило. Есть японская национальная поэма «Хайку» о природе – простым языком выражено глубокое содержание. Это очень похоже на фильмы Тарковского. Культура может быть разной, но человеческая эмоция одинакова».
Приз зрительских симпатий получила мелодрама из Хорватии «Я верю в ангелов». Автор сценария и режиссёр Никша Свиличич, получая приз, признался: «Такое ощущение, что я на «Оскаре»!» История любопытного почтальона нам известна ещё со времён гоголевского «Ревизора», да и приезд в захолустье загадочной личности, вокруг которой вмиг начинается ажиотаж, – оттуда же. Однако здесь приезжая девушка вовсе не ищет поклонения, она скрытна и напугана, что интригует в первую очередь местных мужчин. Лишь почтальону несложно узнать её тайну, вскрыв конверт с письмом…
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За верность традициям реализма» присуждён иранской ленте «Человек, который ел вишни» Паймана Хагани. Есть проблемы общественной жизни (бедность рабочего класса), но это не социальное кино; есть болезненное выяснение отношений между разводящимися супругами (обиженная добрая жена и виноватый порядочный муж), но это не мелодрама; есть разработка способов отъёма денег (для выплаты «моральной компенсации» жене муж в конце концов бросается под иномарку, чтобы получить от её владельца откуп), но это не киноафера… На полужанрах, в документалистской стилистике выстраивается поэтическая элегия «маленького человека» – растерянного, неприкаянного, одинокого. Чёрно-белая беспросветность лишь трижды вспыхивает цветом, обозначая счастливые моменты в жизни героя. И это цвет вишни, которую любит его жена… Жаль, что среди номинаций форума нет награды за «Лучший сценарий» – этот фильм по праву мог быть ею удостоен.
С этого года учреждена новая номинация – «Лучший дебют». Приз достался Антону Коскову за короткометражную ленту «Бездна». Президент фестиваля Павел Лунгин, вручая награду, отметил, что этот фильм по примеру Тарковского ставит вопросы нравственности – «где начинается человек и где кончается человек?».
Гран-при за «Лучший фильм» присуждён ленте «Запретный плод» (Финляндия–Швеция). Казалось бы, история о 18-летних девчонках адресована молодёжи. Однако поднятые вопросы не имеют возрастных ограничений: проблема познания мира, а через него – самого себя, преданное следование идеалам и принципам, но чуткая верность себе… Драматургическая композиция-перевёртыш раскинута в область психологии, актёрская органика двух исполнительниц главных, равноценных в своей значимости ролей (Марьют Маристо и Аманда Пилке заслужили двойной приз «Лучшая женская роль»), упругая напряжённость в повествовании, достигнутая молодым режиссёром Доме Карукоски, и мастерский монтаж сделали фильм безусловным фаворитом конкурса.
, ИВАНОВО–МОСКВА