Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 августа 2024 г.
  4. № 33 (6947) (21.08.2024)
Литература Стихи

Жанр сердечного жара

21 августа 2024

Николай Шамсутдинов

Писатель, переводчик, общественный деятель. Родился на полуострове Ямал Тюменской области в 1949 году. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Член Союза писателей, заслуженный работник культуры Российской Федерации, академик Российской академии поэзии, международных академий литературы (Германия, Канада), а также член Всемирной ассоциации писателей, Международного ПЕН-клуба (Русский ПЕН-центр), Творческого совета АСПИР.

Автор 63 книг, включая 4 книги переводов национальных поэтов России. Лауреат международных и отечественных литературных премий, среди них – Общенациональная литературная премия им. А.М. Горького (Москва), им. М.А. Волошина, им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Югра», «Золотое перо», золотая медаль Всероссийского фестиваля «ЛИффТ» (Сочи), Всеканадского литконкурса «Взрослые – детям», Мюнхенского фонда «Доминанта» – «За выдающиеся открытия и развитие новых эстетических принципов в литературе», им. нобелевского лауреата Генриха Бёлля – «За выдающиеся достижения в литературе и общественной деятельности», «Творец и Хранитель», дважды премии им. де Ришелье «Бриллиантовый дюк» (Франкфурт-на-Майне – Одесса), Гран-при премии им. А.Г. Сниткиной-Достоевской (Монреаль), им. лорда Джорджа Байрона, в категории «Мегазвезда», (Лондон), финалист Всероссийского конкурса им. А.Б. Чаковского «Гипертекст» (Москва).

Председатель Тюменского регионального представительства Союза российских писателей, сопредседатель СРП по Сибири и Дальнему Востоку.


* * *

Я не ведал про наш род, берущий начало

в Индии: и сурова, и в меру нежна,

матушка моя (в силу причин?) умолчала,

что, по древнему роду, рожденьем – княжна,


избегавшая рока… И вот, в назиданье

сей «беспамятности», память теплит – втройне

незабвенное для посвящаемых: «Знанье

(по Платону) есть припоминанье...»,

                                                              вовне


осени echauffе… Посему – прозорлива,

ибо для большинства – не от мира сего,

сама мысль о генезисе – жизнелюбива,

открывающая человеку – его


самого себя: и выходящим из бара,

и высвистывающим стихи, всё одно…

Только сам по себе,

              жанр сердечного жара

адресуем Создателем матушке... Но,


поглощён и утаиваем подсознаньем,

отзывается, прямолинеен, ему –

ужас жизни, разжалованной прозябаньем

до самоистязания, сударь, чему,


быстротечен и, в сущности, бесчеловечен,

мир (чаруем приблудною музою, лишь

без взаимности) не открывает, увечен

отрицания вечности в каждом. Фетиш


безысходности, тем и пикантней верлибр,

иссушающий суть дарования. При

одиночестве – в роли наставника, выбор

делает анапест, сколько в корень ни зри…


* * *

Кашель, Этна в висках –

                одним словом, простуда.

На безлюдной веранде, с одической скукой,

наблюдая закат, человек ниоткуда

закрывает глаза, вразумлённый разлукой

с ma cherie. Откровенно зевая, сивилла

учит сути наглядной бессмыслицы, ибо,

сокрушительно в мерности, время есть сила,

неуклонно влекущее в прошлое либо


обращающая в воркуна… По морщинам –

далеко не руина, он держится честным

с временем, человек,

               по известным причинам

оставаясь, грешно говорить, неизвестным

извиняемым массам… В дегенеративных

нравах, опровергающих бред о высоком,

(не глумясь ли?) носителя декоративных

добродетелей – жизнь отсылает к порокам,


ведь, при титлах и всех именах, совершенна

в своих несовершенствах…

               В транзитной клетушке,

с червоточиною, заточённой в душе, но –

не навек же, себя поверяют подушке,

ей перепосвятив опоздавшую нежность

к ускользающей. Время мордует сквернавца,

за стихийностью Хроноса пряча прилежность

скрупулёзного в частностях заимодавца.


Безразлично, ведь, скуке сродни,

                                                как обычно,

кто кому, в примирённости с будущим,

                                                        должен:

время вам либо вы ему, ибо, безлична,

жизнь давно безучастна к тому, что он дожил

до внезапных седин, отрицаемый, выжил

в равнодушии масс да и, здравия ради,

из холодной, прокуренной комнаты, вышел

подышать, провожая закат, на веранде…


* * *

В воплощённом аду бытовщины – ранимый

мелочами, под призрением призраков и

с правдой (?) в поводырях, индивидуум,

                                                       гранимый

временем, адресуется к вечности, чьи


перспективы грустны? У разводящей турусы,

у тотальной корысти, что окрысилась на

души наши, – тем неистощимей ресурсы,

чем безвольнее совесть…

                                       Страшные времена!


Изъязвлённый изъянами, не из Парисов,

у себя ж, декорируемый, не в чести,

в примирённости с мором,

                держась компромиссов,

он, блокируем мойрами, – на полпути


к Господу, человек – чей, по совести, дубль? –

ведь при бескомпромиссности боли (чужой!..).

осязаемо ль им, что стремительней убыль

замордованной в нём чистой сути святой? –


наглухо опуская дремучие веки

на глаза василиска, чей умысел – лют,

дефициту порядочности в человеке

силы мрака осанну, ликуя, поют…


Но, в конвульсиях сущего, как нам ни горько

то, что, с правдой –

         на птичьих правах, жизнь одна, –

истина целомудренна – ровно настолько,

что даётся не каждому, как ни скудна


на утопии… В ясности, ей и отрада,

что лишь, с самозаточеньем в себе,

                                                нужно внять:

как там ни стервенеет вакханалия ада,

слава Господу! с совестью – не совладать…


* * *

Изнуряем усталостью в каждом,

                                       по существу, атоме,

как и встарь, Аввакум,

           протопоп, кротко тепля свечу,

протопопице рек: «Побредём ужо, Марковна…» –

                                                                                катами

изнуряем, супруженице,

                поглощаем надеждой, шепчу:

«Побредём, не ропща на пустое, Михайловна…»,

                                                                          ведь и я

сим жеребием жив, что,

                 поднесь попирающий тлен,

Господом отчуждаем, в терпении,

                                            от чужебесия,

но – освистываем инфернальным рефреном,

                                                                    ведь плен –

в тавтологии лозунгов…

                    «Двинутый» их теологией,

под опекой изматывающей опалы,

                                         отнюдь не птенец,

изъязвлён (автономный, по сути своей)

                                                        биологией

боли, в жизни с билетом в один,

                          безусловно, конец,


Господу и в достойном, и в горьком подчас –

                                                              исповедуясь

и молитвою превозмогая душевную мзгу,

лишь с единственной, с совестью,

                  трудник и мытарь, советуясь,

лишь её совестясь, мерзостей,

                          как и кривды, бегу –

от клюющих, клевещущих,

                    с алчными их интересами,

при мутирующих..,

                  но – в душе искони хороня

искру Божию, искореняему,

                          в зависти, бесами,

что, ломаемы корчами,

                      густо обстали, клоня

к инвективам – бездушью, ведь я,

                         вне цинизма дежурного

и рефлексий подчас,

              нежности к светлому не стыжусь,

удручённый злоречием около-литературного,

в экивоках, планктона,

                чьей сути осмыслить не тщусь…


В трезвых трапезах,

             не дистанцируясь от «утончённости»

глума ушлой среды,

                     в поглощении ей, наяву,

не минуете, нет!

             при удушливой перенаселённости,

обыдёнщину, в коей попутчиком ей –

                                                       не слыву,

хоть на мир и гляжу,

                «ретрограден» в кристальности,

                                                               утренним,

ясным взором новообращённого, глухо язвим

серостью, что, в клинической шизофрении,

                                                   да-с! внутренним

напряженьем по-прежнему держит

                                        «изгоя» прямым…


Патрицианка

                                        Анастасии Вертинской

Сведущая, по самозабвенью, в оттенках

элегической логики, прошлого знак,

упоённее патрицианка в оценках

настоящего и настающего, как

ни клянут… Взращена повседневной тщетою,

злободневная бедность иссякла, давно

вытеснена возвышенною нищетою,

изобилующею обидами, но –

не обетами… И, воплощённая твёрдость

в обобщеньях, она и в пустяшном пряма,

как диктует ей высокогорная гордость

урождённой стихии. В сходящем с ума

мире, нафаршированном фальшью, – к забвенью

вышних заповедей, и лишь истины близ,

для неё, тяготящейся днями и тенью,

экспрессивен в своей бестелесности бриз


с моря… На побережье, под вешнею фигой,

солон сельский уклад, что ук-ла-ды-ва-ет

её заполночь, в изнеможении, с книгой

под обзор зорко вчитывающихся – нет! –

фабулой увлечённых планет: удалённость

их – условность. Прозренью сродни, искони

тон рефлексиям сим – задаёт утончённость

комментариев к пасквилям черни, как ни

агрессивны они; как, назрев, ни капризно

вдохновение пифии. Только одна

роскошью эстетического стоицизма

мне сродни, прекословя нахрапу, она.

Абстрагируясь от низости, над волнами,

чей характер и сложен, и непостижим,

она смотрит на непосвящённых – глазами

Моря… Моря? Нет! – пристальной дали за ним.


* * *

Выпукло-сумрачны, синие, как в предгрозье

над неумолчной долиной, – искус гортани, –

с лоз изнемогших срезаны, грузные гроздья

мраком пока сочатся, в давильном чане


преображаемы в алые гулы. Броженье

токов стоустых играет в сосудах тесных

и вымывает, влажное, из забвенья

древние навыки и родовые песни.


Гул до полуночи, не досаждая слуху,

весь восприемлем – дыханьем работы умелой,

мир пропитал.

                     И глухо подтянешь, по духу,

по необоримой тяге – брат виноделу.


Не потому ль, обращаясь в него, ночами,

ибо бессонная жажда в права вступила,

мнёшь его, слово, словно в давильном чане,

чтобы верней и крепче в голову било?..


* * *

В домике, что при парке, пряжу сучат две Парки.

В дряблых лаврах, платанах – переизбыток лимфы.

Скукою оплывают статуи – перестарки.

Тут бы петлю покрепче, если б не эти нимфы…


О, как частит, свихнувшись, пульс!

                                            В безразличной аорте –

красные мурашки. Смехом пропитан полдень.

В белом, царят над сеткой нимфы на знойном корте.

Будь я, к примеру, ветром, юбки б повыше поднял.


В сердце – свистят ракетки.

                            День прокалён – до дрожи.

Вечером, возвращаясь от нимфы библиотеки,

в сумерках минуя нимф беговых дорожек,

полночь я провожаю с нимфами дискотеки.


И – выцветает шёпот.

                                     В щели сквозит сирена.

Над полосой прибоя, на кромке века,

медленно погружаясь в утро, губами Силена

с оторопевших губ пью я и мёд, и млеко.


* * *

При алчбе, криводушии & пресмыкательстве, подлости,

ведь язвим искусами, толкающими на рожон,

испытуемый миром, в его обживаемой полости,

не суди о наставшем – с предвзятостью, вооружён


отвращеньем к двурушникам,

                                   ведь человек смачно плющим всем,

что из грязи да в князи, тем воображенье дразня,

ибо, чем у меня, с отрезвленьем от сущего, лучше, – тем

хуже нет, при эмпирике лирики, да-с! для меня:


пандемия панует... Выгуливающий брюзжание

в адрес той, поглощаемой обиняками, среды,

усреднённый двойник – при молчании? – при усыхании

уязвлённой души, отщепенец, по сути, среди


сплошь отверженных? Но, прозревающий пафос в призрении

сирых, коли, почтён пачкотней борзописцев, тяжёл

не в умозаключениях, но, лаконичен, в презрении

к предприимчивой, у-у-ух! переимчивости стилей и школ...


С безотчётною точностью в датах, сопутствуя святочным

искусам, далеко, в увлечениях, не херувим,

человек, остающийся, по К. Воннегуту, порядочным

в непорядочном обществе, – вправе считаться святым,


с несомненностью света в лице его. Гуще «радетели»:

рекрутируем роком и, значит, постигший себя

в спорадичности споров о сущем, служа добродетели,

как духовной, chere, необходимости, ибо, знобя


в настоящем, настоянном на избывании лишнего

в будущем, не спеши с укоризною пафосу масс:

в алгоритме заглатывания, как водится, ближнего,—

то, что нас убивает, не делает слабыми нас...


Поздравляем Николая Миркамаловича с 75-летием и желаем крепкого здоровья, жизненных и творческих удач!


Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS