Николай Шамсутдинов
Писатель, переводчик, общественный деятель. Родился на полуострове Ямал Тюменской области в 1949 году. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Член Союза писателей, заслуженный работник культуры Российской Федерации, академик Российской академии поэзии, международных академий литературы (Германия, Канада), а также член Всемирной ассоциации писателей, Международного ПЕН-клуба (Русский ПЕН-центр), Творческого совета АСПИР.
Автор 63 книг, включая 4 книги переводов национальных поэтов России. Лауреат международных и отечественных литературных премий, среди них – Общенациональная литературная премия им. А.М. Горького (Москва), им. М.А. Волошина, им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Югра», «Золотое перо», золотая медаль Всероссийского фестиваля «ЛИффТ» (Сочи), Всеканадского литконкурса «Взрослые – детям», Мюнхенского фонда «Доминанта» – «За выдающиеся открытия и развитие новых эстетических принципов в литературе», им. нобелевского лауреата Генриха Бёлля – «За выдающиеся достижения в литературе и общественной деятельности», «Творец и Хранитель», дважды премии им. де Ришелье «Бриллиантовый дюк» (Франкфурт-на-Майне – Одесса), Гран-при премии им. А.Г. Сниткиной-Достоевской (Монреаль), им. лорда Джорджа Байрона, в категории «Мегазвезда», (Лондон), финалист Всероссийского конкурса им. А.Б. Чаковского «Гипертекст» (Москва).
Председатель Тюменского регионального представительства Союза российских писателей, сопредседатель СРП по Сибири и Дальнему Востоку.
* * *
Я не ведал про наш род, берущий начало
в Индии: и сурова, и в меру нежна,
матушка моя (в силу причин?) умолчала,
что, по древнему роду, рожденьем – княжна,
избегавшая рока… И вот, в назиданье
сей «беспамятности», память теплит – втройне
незабвенное для посвящаемых: «Знанье
(по Платону) есть припоминанье...»,
вовне
осени echauffе… Посему – прозорлива,
ибо для большинства – не от мира сего,
сама мысль о генезисе – жизнелюбива,
открывающая человеку – его
самого себя: и выходящим из бара,
и высвистывающим стихи, всё одно…
Только сам по себе,
жанр сердечного жара
адресуем Создателем матушке... Но,
поглощён и утаиваем подсознаньем,
отзывается, прямолинеен, ему –
ужас жизни, разжалованной прозябаньем
до самоистязания, сударь, чему,
быстротечен и, в сущности, бесчеловечен,
мир (чаруем приблудною музою, лишь
без взаимности) не открывает, увечен
отрицания вечности в каждом. Фетиш
безысходности, тем и пикантней верлибр,
иссушающий суть дарования. При
одиночестве – в роли наставника, выбор
делает анапест, сколько в корень ни зри…
* * *
Кашель, Этна в висках –
одним словом, простуда.
На безлюдной веранде, с одической скукой,
наблюдая закат, человек ниоткуда
закрывает глаза, вразумлённый разлукой
с ma cherie. Откровенно зевая, сивилла
учит сути наглядной бессмыслицы, ибо,
сокрушительно в мерности, время есть сила,
неуклонно влекущее в прошлое либо
обращающая в воркуна… По морщинам –
далеко не руина, он держится честным
с временем, человек,
по известным причинам
оставаясь, грешно говорить, неизвестным
извиняемым массам… В дегенеративных
нравах, опровергающих бред о высоком,
(не глумясь ли?) носителя декоративных
добродетелей – жизнь отсылает к порокам,
ведь, при титлах и всех именах, совершенна
в своих несовершенствах…
В транзитной клетушке,
с червоточиною, заточённой в душе, но –
не навек же, себя поверяют подушке,
ей перепосвятив опоздавшую нежность
к ускользающей. Время мордует сквернавца,
за стихийностью Хроноса пряча прилежность
скрупулёзного в частностях заимодавца.
Безразлично, ведь, скуке сродни,
как обычно,
кто кому, в примирённости с будущим,
должен:
время вам либо вы ему, ибо, безлична,
жизнь давно безучастна к тому, что он дожил
до внезапных седин, отрицаемый, выжил
в равнодушии масс да и, здравия ради,
из холодной, прокуренной комнаты, вышел
подышать, провожая закат, на веранде…
* * *
В воплощённом аду бытовщины – ранимый
мелочами, под призрением призраков и
с правдой (?) в поводырях, индивидуум,
гранимый
временем, адресуется к вечности, чьи
перспективы грустны? У разводящей турусы,
у тотальной корысти, что окрысилась на
души наши, – тем неистощимей ресурсы,
чем безвольнее совесть…
Страшные времена!
Изъязвлённый изъянами, не из Парисов,
у себя ж, декорируемый, не в чести,
в примирённости с мором,
держась компромиссов,
он, блокируем мойрами, – на полпути
к Господу, человек – чей, по совести, дубль? –
ведь при бескомпромиссности боли (чужой!..).
осязаемо ль им, что стремительней убыль
замордованной в нём чистой сути святой? –
наглухо опуская дремучие веки
на глаза василиска, чей умысел – лют,
дефициту порядочности в человеке
силы мрака осанну, ликуя, поют…
Но, в конвульсиях сущего, как нам ни горько
то, что, с правдой –
на птичьих правах, жизнь одна, –
истина целомудренна – ровно настолько,
что даётся не каждому, как ни скудна
на утопии… В ясности, ей и отрада,
что лишь, с самозаточеньем в себе,
нужно внять:
как там ни стервенеет вакханалия ада,
слава Господу! с совестью – не совладать…
* * *
Изнуряем усталостью в каждом,
по существу, атоме,
как и встарь, Аввакум,
протопоп, кротко тепля свечу,
протопопице рек: «Побредём ужо, Марковна…» –
катами
изнуряем, супруженице,
поглощаем надеждой, шепчу:
«Побредём, не ропща на пустое, Михайловна…»,
ведь и я
сим жеребием жив, что,
поднесь попирающий тлен,
Господом отчуждаем, в терпении,
от чужебесия,
но – освистываем инфернальным рефреном,
ведь плен –
в тавтологии лозунгов…
«Двинутый» их теологией,
под опекой изматывающей опалы,
отнюдь не птенец,
изъязвлён (автономный, по сути своей)
биологией
боли, в жизни с билетом в один,
безусловно, конец,
Господу и в достойном, и в горьком подчас –
исповедуясь
и молитвою превозмогая душевную мзгу,
лишь с единственной, с совестью,
трудник и мытарь, советуясь,
лишь её совестясь, мерзостей,
как и кривды, бегу –
от клюющих, клевещущих,
с алчными их интересами,
при мутирующих..,
но – в душе искони хороня
искру Божию, искореняему,
в зависти, бесами,
что, ломаемы корчами,
густо обстали, клоня
к инвективам – бездушью, ведь я,
вне цинизма дежурного
и рефлексий подчас,
нежности к светлому не стыжусь,
удручённый злоречием около-литературного,
в экивоках, планктона,
чьей сути осмыслить не тщусь…
В трезвых трапезах,
не дистанцируясь от «утончённости»
глума ушлой среды,
в поглощении ей, наяву,
не минуете, нет!
при удушливой перенаселённости,
обыдёнщину, в коей попутчиком ей –
не слыву,
хоть на мир и гляжу,
«ретрограден» в кристальности,
утренним,
ясным взором новообращённого, глухо язвим
серостью, что, в клинической шизофрении,
да-с! внутренним
напряженьем по-прежнему держит
«изгоя» прямым…
Патрицианка
Анастасии Вертинской
Сведущая, по самозабвенью, в оттенках
элегической логики, прошлого знак,
упоённее патрицианка в оценках
настоящего и настающего, как
ни клянут… Взращена повседневной тщетою,
злободневная бедность иссякла, давно
вытеснена возвышенною нищетою,
изобилующею обидами, но –
не обетами… И, воплощённая твёрдость
в обобщеньях, она и в пустяшном пряма,
как диктует ей высокогорная гордость
урождённой стихии. В сходящем с ума
мире, нафаршированном фальшью, – к забвенью
вышних заповедей, и лишь истины близ,
для неё, тяготящейся днями и тенью,
экспрессивен в своей бестелесности бриз
с моря… На побережье, под вешнею фигой,
солон сельский уклад, что ук-ла-ды-ва-ет
её заполночь, в изнеможении, с книгой
под обзор зорко вчитывающихся – нет! –
фабулой увлечённых планет: удалённость
их – условность. Прозренью сродни, искони
тон рефлексиям сим – задаёт утончённость
комментариев к пасквилям черни, как ни
агрессивны они; как, назрев, ни капризно
вдохновение пифии. Только одна
роскошью эстетического стоицизма
мне сродни, прекословя нахрапу, она.
Абстрагируясь от низости, над волнами,
чей характер и сложен, и непостижим,
она смотрит на непосвящённых – глазами
Моря… Моря? Нет! – пристальной дали за ним.
* * *
Выпукло-сумрачны, синие, как в предгрозье
над неумолчной долиной, – искус гортани, –
с лоз изнемогших срезаны, грузные гроздья
мраком пока сочатся, в давильном чане
преображаемы в алые гулы. Броженье
токов стоустых играет в сосудах тесных
и вымывает, влажное, из забвенья
древние навыки и родовые песни.
Гул до полуночи, не досаждая слуху,
весь восприемлем – дыханьем работы умелой,
мир пропитал.
И глухо подтянешь, по духу,
по необоримой тяге – брат виноделу.
Не потому ль, обращаясь в него, ночами,
ибо бессонная жажда в права вступила,
мнёшь его, слово, словно в давильном чане,
чтобы верней и крепче в голову било?..
* * *
В домике, что при парке, пряжу сучат две Парки.
В дряблых лаврах, платанах – переизбыток лимфы.
Скукою оплывают статуи – перестарки.
Тут бы петлю покрепче, если б не эти нимфы…
О, как частит, свихнувшись, пульс!
В безразличной аорте –
красные мурашки. Смехом пропитан полдень.
В белом, царят над сеткой нимфы на знойном корте.
Будь я, к примеру, ветром, юбки б повыше поднял.
В сердце – свистят ракетки.
День прокалён – до дрожи.
Вечером, возвращаясь от нимфы библиотеки,
в сумерках минуя нимф беговых дорожек,
полночь я провожаю с нимфами дискотеки.
И – выцветает шёпот.
В щели сквозит сирена.
Над полосой прибоя, на кромке века,
медленно погружаясь в утро, губами Силена
с оторопевших губ пью я и мёд, и млеко.
* * *
При алчбе, криводушии & пресмыкательстве, подлости,
ведь язвим искусами, толкающими на рожон,
испытуемый миром, в его обживаемой полости,
не суди о наставшем – с предвзятостью, вооружён
отвращеньем к двурушникам,
ведь человек смачно плющим всем,
что из грязи да в князи, тем воображенье дразня,
ибо, чем у меня, с отрезвленьем от сущего, лучше, – тем
хуже нет, при эмпирике лирики, да-с! для меня:
пандемия панует... Выгуливающий брюзжание
в адрес той, поглощаемой обиняками, среды,
усреднённый двойник – при молчании? – при усыхании
уязвлённой души, отщепенец, по сути, среди
сплошь отверженных? Но, прозревающий пафос в призрении
сирых, коли, почтён пачкотней борзописцев, тяжёл
не в умозаключениях, но, лаконичен, в презрении
к предприимчивой, у-у-ух! переимчивости стилей и школ...
С безотчётною точностью в датах, сопутствуя святочным
искусам, далеко, в увлечениях, не херувим,
человек, остающийся, по К. Воннегуту, порядочным
в непорядочном обществе, – вправе считаться святым,
с несомненностью света в лице его. Гуще «радетели»:
рекрутируем роком и, значит, постигший себя
в спорадичности споров о сущем, служа добродетели,
как духовной, chere, необходимости, ибо, знобя
в настоящем, настоянном на избывании лишнего
в будущем, не спеши с укоризною пафосу масс:
в алгоритме заглатывания, как водится, ближнего,—
то, что нас убивает, не делает слабыми нас...
Поздравляем Николая Миркамаловича с 75-летием и желаем крепкого здоровья, жизненных и творческих удач!