Сейм Латвии избрал новым президентом страны Эгила Левитса – автора преамбулы к конституции, где юридически закреплена «второсортность» русскоязычных соотечественников. Людей разделили на граждан и неграждан, на «первый и второй сорт», титульных латышей и русских «врагов и оккупантов».
По законам Латвии полномочия президента ограниченны. Фигура в основном церемониальная. Однако он вправе налагать вето на законы, вносить в сейм проекты и предлагать кандидата на пост премьер-министра. Именно президент во многом определяет и атмосферу в обществе. В любой речи призван говорить «правильные» вещи, с «правильной» интонацией и «правильно» расставленными акцентами – пусть даже об укреплении неонацистских идей на государственном уровне.
В истории Латвии были подобные президенты, скажем, гражданка Канады Вайра Вике-Фрейберга. Не блистала интеллектом, но при этом глубоко и искренне ненавидела Россию и русских. Господин Левитс, наоборот, умён, а значит, по меньшей мере осторожен. Знает, кому, когда и что говорить, имеет поддержку среди национально озабоченной латышской интеллигенции. Заметен и казус. Семья его отца погибла при холокосте, но в интервью Левитс часто с пафосом возглашает: «Я латыш!». Евреем себя не считает и как доказательство неприятия еврейского происхождения отстаивает установки националистов, например, публично отказался признавать участие латышей в холокосте.
Помимо авторства преамбулы к конституции, он много раз отмечался заявлениями, что русские Латвии должны стать латышами. Мира и покоя в обществе при таком подходе трудно ждать, скорее всего, произойдёт ещё больший отход от межнационального согласия. С учётом этого высшее руководство России имеет, на мой взгляд, моральное право следовать принципу Примакова: нет решения русского вопроса – нет экономических преференций. Одних дипломатических нот явно недостаточно.
На словах Левитс собирается строить отношения с соседями, в том числе с Россией, на основе принципов добрососедства и соблюдения международных норм. Однако тут же оговаривается, что Россия эти нормы нарушает на Украине и в Грузии. А это всё – старые песни…
Надо понимать психологию большинства ведущих политиков Прибалтики. Они ненавидят Россию, русских. Можно и впредь делать вид, что ничего особого не происходит. Но такой «нейтралитет» уже привёл к усилению насильственной ассимиляции, закрытию русских школ, запрету на написание русских имён и фамилий в паспортах. Агрессивность в отношении всего русского, похоже, будет нарастать ещё и потому, что её проводники не чувствуют никаких последствий, не несут персональной ответственности.
Русские в странах Балтии ждут, что Россия проявит политическую волю для принятия комплексных мер по сдерживанию русофобии и будет способна жёстко реагировать на ущемления русскоязычного населения. Возможно, такое положение сложилось в связи с тем, что в определённых кругах России велико стремление наладить диалог с Западом любой ценой. Но это во многом бессмысленно, поскольку США продолжают выжигать политическое поле для сближения и сотрудничества.
Руслан Панкратов,
лидер движения «Русский мир Латвии», Рига