Наш герой родился в старинном Ельце. В детстве, как и многие, мечтал стать лётчиком, «сбежать» на войну. Но в большой семье Макарцевых были железнодорожники – представители не менее достойной профессии. И в конце концов он последовал их примеру, поступив в Елецкий путейско-строительный техникум и продолжив тем самым трудовую династию…
Это был выбор навсегда. Свою долгую жизнь Михаил Константинович Макарцев посвятил армии и строительству железных дорог. Когда-то он начал трудовой путь техником в проектной конторе управления Московско-Донецкой железной дороги, работал и в родном Ельце, потом служил в железнодорожном батальоне в Баку. Окончив Ленинградское училище военных сообщений, строил пути и вокзалы по всей стране – в Сочи и Поволжье, в Прибалтике и Белоруссии, наконец, на линии Тюмень – Сургут. Занимал пост начальника штаба Железнодорожных войск Минобороны. Его учителями были фронтовики – железное поколение. Таланливые инженеры и управленцы, которые умели, преодолевая трудности, принимать подчас неожиданные, но верные решения. Будучи комбатом, первым в стране он строил высокие железобетонные опоры моста с использованием 24 метровых свай, первым внедрял технологию укладки бетона под водой. Конечно, вместе с солдатами и офицерами, для которых был образцом.
Строительство Байкало-Амурской магистрали для Михаила Константиновича началось ещё в 1972 м, когда в стране о будущей железной дороге знали только жители тамошних мест и специалисты. Макарцев командовал тогда корпусом, переброшенным на строительство линии Бамовская – Тында, соединяющей БАМ с Транссибом. Пришлось привыкать к суровому климату – когда Макарцев приехал в Сковородино, температура воздуха там зашкаливала – минус 50.
Через два года стройка века уже начинала разворачиваться во всю мощь, и эта линия приобрела стратегически важное значение – именно по ней завозились техника и строительные материалы. Линия Макарцева дала жизнь БАМу. Когда воины-железнодорожники подписали обязательство открыть рабочее движение там к 9 мая 1975 года, на 5 месяцев раньше планового срока, – честно говоря, в правительстве далеко не все в это поверили. Считали, что Макарцев найдёт причины, вполне объективные, чтобы немного продлить срок работы. Все осознавали, насколько трудно прокладывать трассу в бамовских условиях… Но люди в военной форме во все времена умели совершать невозможное, повторяя истину, которая запечатлена на одной из медалей времён Петра Великого: «Небываемое бывает». 8 мая 1975 года по новеньким рельсам пришёл в Тынду первый поезд. Его встречали с цветами, а на следующий день отметили День Победы. А Макарцев вспоминал своих солдат, на строительстве трассы совершавших настоящие подвиги. Многих знал по именам и фамилиям, помнил в лицо. Вспоминал строительство моста неподалёку от будущей станции Аносовская. Весной неожиданно, как это бывает на Дальнем Востоке, с гор хлынули потоки воды. Котлованы, вырытые для опор моста, залило. Солдаты во главе с сержантом Шалбаевым целую ночь, по пояс в воде, боролись со стихией. Спасли котлованы. И никто не жаловался на условия, служба так служба!
С февраля 1983 го по февраль 1992 года Михаил Константинович трудился в должности начальника Железнодорожных войск Министерства обороны СССР, сменив генерал-полковника Алексея Крюкова, много лет возглавлявшего службу. Это работа для тех, кто всё отдает делу, кто способен не терять выдержки и трудового куража даже после бессонных ночей.
28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза – фронтовика Великой Отечественной Виктора Мирошниченко торжественно уложили последнее «золотое» звено на 1470 километровой трассе Тында – Комсомольск-на-Амуре. Это тоже было дело воинов-железнодорожников. Дело Макарцева. Его люди вновь выполнили работу раньше установленного срока – аж на полтора года. Конечно, это потребовало нечеловеческого напряжения, слаженной работы офицеров и солдат, но генерал-полковник Макарцев обладал редким чутьём на надёжных людей, это сказывалось на результатах без преувеличения героического труда. Тогда, в 1984 году, его усилия и талант были достойно вознаграждены – Макарцев получил звание Героя Социалистического Труда. Золотую звезду Михаил Константинович заслужил давно, а уж громкий успех его воинов-железнодорожников на строительстве линии Тында – Комсомольск-на-Амуре ни одно правительство не могло бы оставить без внимания. Тогда на БАМе всех торопили, генерала же Макарцева и торопить не требовалось. Никто лучше него не знал восточный фланг БАМа – казалось, каждую насыпь он исходил, с каждым солдатом сумел переговорить хотя бы полминуты. Он любил приезжать (в бамовских условиях – и прилетать) на объект с проверкой. Переодевался в специально пошитую для него техническую форму и сапоги – и старался заглянуть в каждый котлован, проверить всё до мелочей. Это было психологически важно: показать подчинённым, что для их командующего в строительном деле секретов нет. В то время ему уже было далеко за 50, но энергичный, моложавый генерал многое старался проверить и решить самостоятельно, даже когда можно было положиться на заместителей.
Чтобы возводить железную дорогу, необходимо многое. В том числе питание и жильё для строителей. Об этом генерал Макарцев не забывал никогда. По его приказу в тайге строились банно-прачечные комбинаты и даже стационарные хлебопекарни. Дома, конечно, скромные – для офицеров, прапорщиков и их семей возводились такими темпами, что министр обороны на совещаниях ставил Макарцева в пример: «Вот так надо заботиться об офицерских семьях!»
В отставку генерал-полковник вышел в начале 1992 года, в самое смутное время, когда, казалось, время созидателей в России прошло безвозвратно. Макарцев и на пенсии пытался, опираясь на учеников, сохранить систему, которую создавал. Был опорой Союза ветеранов Железнодорожных войск Российской Федерации.
24 марта этого года Михаила Константиновича не стало. Легендарному генералу-строителю было 97 лет. В своих воспоминаниях и интервью он всегда гораздо больше говорил о соратниках, чем о себе. Мы знаем, Макарцев читал публикации нашей рубрики, радовался, когда речь шла о трудовых подвигах воинов-железнодорожников на БАМе. Знал, что продолжатели у него достойные, что магистраль расширяется и модернизируется. Надеялся, что его труд пригодится будущим поколениям…
Воины-строители генерала Макарцева – рядовые железнодорожных войск СССР А. Роганов, С. Чернов, Н. Трущебин и А. Землянски – участники укладки последнего, «золотого» звена на разъезде имени Героя Советского Союза Виктора Мирошниченко на трассе Тында – Комсомольск-на-Амуре / Владимир Тарабащук / ИТАР-ТАСС