Александр Демченко
Лента посвящена уникальной операции, которую провели российские военнослужащие в курском приграничье: бойцы прошли 15 километров по газовой трубе в тыл ВСУ. Этот дерзкий рейд застал врага врасплох: была освобождена находившаяся с августа в оккупации Суджа и другие приграничные населённые пункты Курской области.
В будущем подвиг наших солдат увековечат в бронзе, а киношники обязательно снимут фильмы, которые займут достойное место в одном ряду с лучшими образцами военно-патриотического кинематографа. Но это потом, когда победим. Сейчас же Первый канал взял на себя большую ответственность рассказать в часовом фильме-репортаже детали этой нашумевшей на весь мир операции, показать тех, кто сделал, казалось бы, невозможное. Шутка ли: более 800 бойцов зашли в тыл украинских военных по газопроводу «Уренгой – Помары – Ужгород». Не зная подробностей операции, можно подумать, что наши ребята за недельку-другую подготовили трубу для прохода, а потом, пусть и в экстремальных условиях, быстренько её прошли и наваляли ВСУ. Нет. Всё намного сложнее.
Из фильма военкора Амира Юсупова узнаем, что операцию начали готовить ещё в ноябре. Роль организатора взяла на себя бригада «Ветераны», которая уже отметилась удачной «проходкой» по схожей трубе в тыл при освобождении Авдеевки. Там бойцы преодолели три километра по заброшенному коллектору. В Суджу вела «дорога» по газовой трубе, а это совершенно другие риски, да и расстояния – порядка 15 км.
В условиях строжайшей секретности в районе села Большое Солдатское бойцы вырыли под землёй целый город: подземные траншеи шли параллельно суджанской трассе, здесь оборудовали склады, другие необходимые помещения… Автор фильма без лишнего пафоса говорит о такой сложнейшей работе: да, для гражданского человека подобное – за гранью, но только не для русского солдата. Он выполняет поставленные задачи, оставаясь при этом скромным, не даёт оценок своему труду, оставляя последнее слово за командиром («Труд простого бойца – сумасшедшая, адская работа»).
Следующий этап – подготовка трубы. С января газ по ней не поставлялся, однако объект представлял опасность. «Ветераны» вытравливали газ, но на первоначальном этапе это не сильно помогало. Самое «безобидное» – получить серьёзное отравление. При резке труба загоралась, военнослужащие могли заживо сгореть. Страшные моменты, но без них фильм был бы неполным. Военкор Юсупов не давит на жалость, не хочет усилить повествование за счёт шокирующих кадров, полной жести в «Суджа. Железный поток» не будет: найдётся место и героическому, и трагическому, и даже смешному. Так, при прокладке по трубе кабеля для военно-полевого телефона наши бойцы на первых порах «попросят помощи у свиней»: с большим трудом, «взяв в «кольцо», поймают хряка (нынче таких по курским полям много бегает после того, как ВСУ разбомбили один из свинокомплексов) и с его помощью постараются протянуть связь. Свинья пройдёт по трубе четыреста метров («человек тогда не мог пройти столько»), при этом останется жива, задача будет выполнена.
Хорошо, что автор ленты не обезличивает участников операции. Рассказывая о «Потоке», не забывает дать слово как командирам, так и рядовым бойцам. Мы видим простых ребят, совершенно некиношных, немногословных. Чумазые, уставшие, в ограниченном пространстве, почти без воздуха, но идущие только вперёд. Они действительно верят в своё дело, страну, понимают, что их подвиг не останется незамеченным («Прикиньте: это в натуре войдёт в историю, которую будут читать дети наши, правнуки. Повторное освобождение Курской области»). Никто их не принуждал к таким лишениям: все – добровольцы. Так, к примеру, незадолго до начала штурма у бойца с позывным Мексика завершился контракт. Он мог бы уехать домой, но остался, чтобы вместе с другими военнослужащими участвовать в операции. И это уже даже не про «остаться в истории», а про ответственность перед товарищами: готовились вместе – вместе пойдём до конца.
Апогей повествования – утро 8 марта: штурм. «Ветераны» и бойцы других подразделений начинают выходить из трубы на поверхность. ВСУ такого не ожидали: ещё недавно они видели, как газопровод горел (обманка от наших военных), по нему якобы невозможно пройти. Тем временем бойцы закрепляются рядом с Суджей, а уже через четыре дня, с приходом дополнительных сил, освобождают город. Скептики, которые ранее в приватных беседах заявляли: «Вы не пройдёте», берут свои слова обратно: вновь наши люди доказали, что невозможное возможно…