Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2024 г.
  4. № 36 (6950) (11.09.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Жемчужина Транссиба

Новосибирск-Главный – главный в Новосибирске

11 сентября 2024
Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный крупнейшего города азиатской части России / Александр Кряжев / РИА НОВОСТИ

Новосибирск – один из крупнейших городов России – своей масштабной историей, уходящей корнями в начало ХХ века, во многом обязан железной дороге. Точнее – появлению Транссибирской магистрали. Ведь до строительства Великого Сибирского пути это был всего лишь небольшой рыбацкий посёлок на таёжном берегу Оби, о котором знали только местные жители.

Город начался со строительства железнодорожного моста. Поначалу как посёлок Николаевский, впоследствии переименованный в честь российского императора (формально, разумеется, в честь его небесного покровителя Св. Николая Чудотворца) в Ново-Николаевск. Кстати, место для моста выбирал изыскатель и инженер (а кроме того, замечательный писатель!) Николай Гарин-Михайловский. Недаром его имя носит привокзальная площадь.

Так случилось, что Транссиб прошёл мимо крупнейшего в конце XIX века города Сибири – Томска. К нему железная дорога придёт позже. Зато Ново-Николаевск стал крупным транспортным центром. Одним из первых его сооружений была железнодорожная станция Обь с деревянным вокзальчиком. Через несколько лет его расширили, перестроили, открыли на станции буфет. В 1897 году там побывал революционер Владимир Ульянов – по пути к месту ссылки в село Шушенское. Историки просчитали, что он пробыл на станции и в её окрестностях около 700 минут.

В 1909 году станцию Обь переименовали в Ново-Николаевск. К тому времени деревянный вокзал успел обзавестись пристройкой в виде двух солидных каменных корпусов, что было совсем неудивительно: грузооборот станции быстро увеличивался, на вокзале всегда было многолюдно и шумно.

Перед революцией 1917 го население Ново-Николаевска составляло немногим меньше 100 тысяч жителей, но эти цифры стремительно летели вверх, в том числе и в годы Гражданской войны, когда его роль как транспортного узла снова возросла. Прежде всего благодаря стальной магистрали, вокруг которой строились современные предприятия. Однажды приехавший сюда нарком просвещения Анатолий Луначарский в восторге воскликнул: «Сегодня это оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперёд, как настоящий сибирский Чикаго!»

В 1926 году город переименовали в Новосибирск. А ещё через четыре года Московское архитектурное общество объявило всесоюзный конкурс на проект местного железнодорожного вокзала. Жюри возглавлял, пожалуй, самый известный зодчий страны – академик Алексей Щусев. 45 проектов поступило на конкурс, из них 13 жюри признало удачными. А победила футуристическая разработка инженера Николая Волошинова. Он обратился к популярному в то время стилю – суровому конструктивизму. К тому же облик здания напоминал локомотив, стремящийся на восток. У проекта даже имелся девиз – «Прямое движение».

РИА НОВОСТИ / Александр Кряжев

Интересно, что жителям города модернистский вокзал, который они увидели на изображениях в газетах, не пришёлся по душе. Хотелось чего-то более привычного. Тогда Волошинов немного изменил облик фасада, однако на кардинальную перестройку не соглашался. По его замыслу здание вокзала должно было стать одной из первых в мире железнодорожных станций, построенных по новейшей схеме комбинированного устройства продольного вокзала с поперечной верхней частью. При таком решении пассажиры при посадке только один раз спускаются к платформам. Предложенная новаторская схема организации планировки здания не была осуществлена. В итоге (без согласия автора!) его проект сильно откорректировал архитектор Борис Гордеев, с 1928 года живший и работавший в Новосибирске. В 1932 году он станет главным архитектором города, и его талант во многом определит узнаваемый стиль Новосибирска с его широкими проспектами и по-сибирски могучими общественными зданиями. Работал над архитектурными доработками вокзального здания и другой плодовитый новосибирский зодчий – Андрей Крячков. Им обоим пришлось умерить своё увлечение конструктивизмом и обратиться к переосмыслению классического наследия архитектуры – в соответствии с веяниями времени. Советские города 1930 х стали напоминать грезу о Древней Элладе. Это сказалось и на окончательном облике новосибирского вокзала. Главным инженером и, по существу, руководителем строительства новой транспортной гавани был Александр Кулаков – ещё один истинный профессионал, из тех, кто создавал из Ново-Николаевска будущий город-миллионник. Арочную железобетонную конструкцию центрального зала (она и в наше время выглядит эффектно!) просчитал тогда ещё молодой Николай Никитин – великий инженер, строитель Останкинской башни и ещё нескольких уникальных объектов. Вроде бы победивший вариант так основательно переработали, что от первоначального замысла мало что осталось. Облик вокзала зодчие под руководством Гордеева меняли даже, когда здание уже строилось. Фасады приобрели более праздничное убранство. Новый образ создавался на основе триумфальных арок, напоминающих античную традицию. Рассмотреть в его корпусах локомотив, устремлённый вдаль, становилось всё труднее… Эффектно выглядели интерьеры – с колоннами, огромными люстрами, статуями, с вентиляционными решётками, украшенными советской символикой, – строители не пожалели мрамора и гранита. Получилось интересное здание «переходного периода» от «революционного конструктивизма» до «сталинского ампира».

И хотя многие профессионалы сожалели о несостоявшемся проекте Волошинова, вокзал в итоге превратился в один из главных символов города. В любое время суток пассажиры, проезжающие через Новосибирск, любуются этим зданием: и в пасмурную погоду, когда даже на фоне серого неба он выглядит ярким дворцом, и в солнечную, когда лучи играют на его зелёных башенках, и поздним вечером, в электрическом освещении. А просторные залы ожидания, кассовый зал, ресторан, вместительные камеры хранения, а также система лестниц, тоннелей, переходов и виадуков хорошо приспособлены для комфортного пребывания пассажиров.

Арочный зал вокзала

Новосибирский вокзал – самый большой в СССР после столичного Казанского – функционирует с 25 января 1939 года. Он способен одновременно вместить 4 тысячи пассажиров и встречающих. Первоначально его именовали Новосибирск-первый, но с годами закрепилось другое название – Новосибирск-Главный. Прошло время – и рядом с ним установили макет паровоза «Проворный», что 20 лет верой и правдой служил на первой в России железнодорожной трассе – Царскосельской. Он размещён в изящном павильоне – и это настоящий мемориал, посещая который мы вспоминаем все поколения русских железнодорожников. Таких памятников в России два – другой можно увидеть возле Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.

В нынешнем году вокзалу Новосибирск-Главный исполнилось 85 лет. Его давно и по праву считают классикой железнодорожной архитектуры.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS