Война и СМИ
Война, сметая наносную шелуху, выкристаллизовывает самое главное: национальную идентичность, культурный код и ниспосылает творческое вдохновение. Писатели Золотого века русской литературы Толстой, Лермонтов, Денис Давыдов, Вяземский, Гумилёв (список огромный) были офицерами и непосредственными участниками боевых действий.
Выдающиеся произведения искусства, родившиеся в пожарищах войны, поднимали людям дух, вселяли веру в скорую победу и надежду на светлое будущее. Во время Великой Отечественной войны писатели, поэты, музыканты, композиторы, кинорежиссёры, актёры сражались на передовой, выступали во фронтовых бригадах или трудились в тылу. Где сегодняшние Шостаковичи и Прокофьевы? Клавдии Шульженко и Лидии Руслановы? Где Симоновы и Долматовские? Берггольц и Тушновы? Где современные «Синий платочек», «В шесть часов вечера после войны», «Василий Тёркин», «Серёжка с Малой Бронной», Седьмая симфония? Сегодня, как никогда, необходимы художественные фильмы, прославляющие подвиги участников военной операции, а также поднимающие темы нравственности, верности и любви, преступления и наказания, предательства и великой силы прощения.
Когда-то у нас было искусство, созданное на базе уникальной русской культуры. В лихие 90-е это национальное достояние было выброшено на свалку истории. Мы совершили трагическую ошибку, подменив своё, исконное на западные образчики, вычеркнув всё, чем мы были горды и знамениты, став всеядными потребителями пошлой западной франшизы, чуждого русскому человеку фастфуда в культуре.
Телеэкраны заполонили пошлейшие камедиклабы, кальки западных передач с Ургантами, Галкиными и Дибровыми. По всем каналам чередой мелькали бессмысленные, «на коленке» снятые сериалы. До перестройки у нас было телевидение, с которым не сравнится ни одно иностранное. До сих пор старшее поколение вспоминает изумительные передачи: «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама», «Театральные встречи», «Музыкальный киоск», «Международная панорама», «Очевидное-невероятное», «Вокруг смеха»... Огромный цикл детских передач: «Беседы о классической музыке Светланы Виноградовой», «Умелые руки», «АБВГДейка», «В гостях у сказки», образовательные учебные программы. Повторить ничего невозможно, время рождает новые темы и новых героев. У нас есть главное – классическая база.
Надо продолжить дело, начатое телевизионными первооткрывателями, не разрушая, как в 90-е годы, не устраивая подмены, как это произошло, например, с когда-то популярной передачей «Здоровье» (ведущая – замечательный врач Юлия Белянчикова). Авторский формат передачи заменили на франшизу «Жить здорово!» с диковатыми ведущими во главе с Еленой Малышевой. Нынешние теле- и кинопродюсеры, вальяжные, забуревшие, давно оторванные от реальной жизни, не чувствуют нерв эпохи, утратили нюх и связь со своим зрителем.
Есть талантливая молодёжь и в столицах, и в провинции. В связи с этим, наверное, стоит вспомнить ещё одну передачу старого телевидения под названием «Алло, мы ищем таланты». Найти эти таланты, собрать и предоставить им возможность раскрыться, реализоваться.
С 24 февраля прошло уже довольно много времени, радость от перспективы освобождения от душного влияния Запада сменилась растерянностью и непониманием происходящего. Назрела острая необходимость в ежечасном ярком, динамичном освещении событий, поддержке веры в победу, уверенности в будущем. Но главное – толковые объяснения: почему, отчего, зачем и, самое главное, когда наступит долгожданная победа? Выступлений официального представителя Министерства обороны генерала Конашенкова в формате «говорящая голова» недостаточно, непростительно мало. Да и нет там объяснений, ответов на животрепещущие вопросы, только скупое изложение фактов. Мы варимся в собственном соку, а информацию о войне и веру в победу черпаем не из ТВ с его ток-шоу, а из замечательных ТГ-блогов Рамзана Кадырова, наших доблестных военкоров Поддубного, Сладкова, Коца и трёх-четырёх политологов.
Телевидение в его теперешнем виде безбожно устарело, давно стало скучным, маргинальным, не соответствующим уровню запросов большей части населения, и прежде всего молодёжи, успешно развивающей интернет-пространство. Чем будем удивлять, просвещать, развлекать, образовывать и вдохновлять наш народ?
А что касается нашего кинематографа, то тут ситуация ещё хуже. Одни только названия фильмов чего стоят: «Большая ржака», «Zомби-каникулы», «Цветок дьявола», «Беременный» и т.д. Киноиндустрией, по сути дела, руководит прокат, который находился в основном в руках западных «партнёров». Именно прокатчики решали, что будет смотреть в кинотеатрах публика, а что нет. Из-за этого вредоносного вмешательства наш замечательный, умный отечественный зритель, глядя третьесортные голливудские фильмы и пожёвывая попкорн, начал постепенно деградировать. Теперь все эти прокатчики бежали, разорвав с нами отношения. Слава богу, перекрестились мы: возникла надежда на то, что резко начнутся изменения, однако пока киноиндустрия лишь топчется на месте, терпит колоссальные убытки, под угрозой закрытия половина кинотеатров.
Чтобы как-то поправить положение, на экраны вновь запускают старые фильмы: «Брат», «Брат-2», «Движение вверх», ленты индийского Болливуда и китайские картины. Нет полноценного освещения в искусстве темы Донбасса, она все эти годы была «токсичной» и на ТВ, и в кино. Если что-то и показывали, то как будто из-под полы. Три года донбассовцы Максим Фадеев и Сергей Белоус снимали документальный фильм «Призраки. Солдаты забытой войны» про легендарный батальон «Призрак». Это настоящая военная документалистика о защитниках Донбасса и России от нацизма. Фильм снимался на собственные деньги авторов и краудфандинг, он побеждал на российских фестивалях, но многие ли видели этот замечательный фильм?
Сегодня киноиндустрия в глубочайшем кризисе. А ведь есть готовые фильмы, уже снятые и смонтированные молодыми, неизвестными широкой публике кинематографистами, – хорошие, нравственные, талантливые. Что мешает волевым решением потребовать запустить их в прокат? Чиновники, коррупция, саботаж, вредительство?
Мы вошли во время величайших исторических перемен. Пора включаться в переформатирование нашего общества, счищать коросту чудовищной наносной вампуки, в которой мы существовали последние тридцать с лишним лет. Жить по-старому уже не получится.
Лариса Бравицкая, Москва
Оптимизма!
В эпоху новых технологий телевидение должно кардинально меняться, чтобы оставаться конкурентом интернету!
Нужно чаще показывать то, что не увидишь в социальных сетях! Отличный пример – новости на ОТР (Общественное телевидение России). Из них всегда узнаешь о жизни россиян из разных уголков России. То, что волнует простых граждан нашей страны! На ОТР каждый день показывают открытие новых предприятий, цехов, посевную и сбор урожая, достижения молодых учёных…
Когда в стране напряжённая обстановка, не стоит на федеральных каналах с утра до ночи пугать граждан России санкциями и третьей мировой войной! Глупо с утра в передачах про здоровье слушать о том, как не нервничать и избегать инфаркта и бессонницы, а потом пожилые телезрители, после увиденных кошмаров войны и новых санкций, идут на кухню накапать себе успокоительного! Хватит «байдить» людям мозги!
Должны быть развлекательные передачи, нельзя вместо любимого народом «Поля чудес» пугать его войной и голодом! Больше оптимизма на ТВ! Больше спорта! Нужно чаще в новостях показывать героев страны! Подвиги большие и маленькие, трудовые, духовные и спортивные! Ежедневно показывать успехи солдат и врачей, инженеров и фермеров, спортсменов и детей! А телеканал ТНТ, уничтожающий духовно-патриотические ценности молодёжи, нужно хотя бы выкинуть из пакета 20 доступных ТВ-каналов! Юмор и оптимизм к телезрителю должен идти от сердца, от души, а не от циничных спонсоров ТНТ. И мотивировать молодых россиян становиться лучше, а не циничными алкоголиками и потребителями.
Но главное – помните: просмотр телевизора больше часа в сутки вредит вашему здоровью!
Александр Гудков, Смоленск
Ведущие телепередач должны быть патриотами своей родины. Надо больше говорить не о Москве и Санкт-Петербурге, а о провинциальных городах, об их истории и культуре...
Антон Хрулёв, Пенза
Присылайте ваши соображения о кино и на ТВ по адресу: televed@mail.ru