Мух Жужжалин и компания: Забавные истории для детей и их родителей. – М.: Издательство «Культурная революция», 2011. – 128 с.: ил. – 1000 экз.
Как-то года три назад в Доме художника на показе модных шляп и шляпок разговорился с одним модельером. Я попал на подобное дефиле впервые, и меня, честное слово, заинтересовало, на что рассчитывают создатели прелестных головных уборов. Ну разве можно потеснить бейсболки и кепки? Это всё равно что пытаться вернуть обратно пишущие машинки, хотя некоторые из них (особенно выпуска 30-х годов прошлого века) – ну просто ох как хороши – произведения искусства! Но каково им рядом с компьютерами и ноутбуками? Уходящая натура!
– А вы представьте, – ответил мне шляпный мастер. – Все женщины и мужчины – в шляпах! Они и вести-то себя будут иначе! Мир станет иным!
Ну да! Как в старые времена, помните: «А ещё в шляпе!..» Фантазёр!
Однако с той поры всё чаще стал видеть дам и кавалеров в шляпах, по крайней мере на улицах Москвы. И несут они себя не так, как те, что в бейсболках. Так что, видно, шляпомания – не такое уж гиблое дело.
Почему-то именно это вспомнилось мне при чтении, а вернее, впитывании детской книги «Мух Жужжалин и компания». На ней значится фамилия автора – Владимир Живов. Он и в самом деле вдохновитель этого проекта. Но Живов – известный музыкант, хоровой дирижёр (руководит камерным хором «Гаудеамус» при Бауманке), заслуженный деятель искусств, профессор, теоретик музыки. При чём тут детская книжка? А всё просто. Он написал музыку на замечательные стихи Игоря Лагерева, пробившиеся сквозь пустоты бессодержательности и поэтической попсы для детей (чего у нас всё ещё хватает), как изящные шляпки пробиваются сквозь строй аляповатых бейсболок.
Проснулась на закате (а может, на заре)
Грызунина Мышаня в трёхкомнатной норе.
Умылась для начала, почистила усы
И съела ломтик сала и ломтик колбасы.
Потом за пианино присела у окна:
Из песенок мышиных прекрасней всех одна.
Или вот:
Даже крошке гному в Блюдце
С головой не окунуться,
Потому что в Блюдце – мелко,
Блюдце, братцы, – дочь тарелки.
Ножик, острые бока, –
Сын большого Тесака.
Вилка – доченька родная
Вилам, что живут в сарае.
Простые поэтические образы, которые создал Лагерев, и доходчивы, и добры, и поучительны без всякой назидательности ещё и потому, что в стихах скрыты тонкий, неброский юмор, ирония. И есть в них, что передаёт в музыке Владимир Живов, дыхание, отсвет нашего времени, когда и дети другие, которым бейсболки к лицу, но и шляпки, особенно девочкам, тоже очень даже милы.
Так музыкант и поэт как бы связывают в своём нотно-словесном альянсе (книжка издана, по сути, как красочная нотная тетрадь) традиции прошлого, которые ярко отражены в творчестве Корнея Чуковского, с динамизмом современного детского мира. Как и предыдущую книгу Владимира Живова («Уики-вэки-воки», то же издательство, 2008, стихи Вадима Левина и Ренаты Мухи), эту оформил тёплыми и добрыми рисунками художник Борис Шварёв. Без них издание очень бы потеряло.
Словом, если в доме есть пианино и есть кому на нём играть, если есть детские голоса, в том числе соседские, стоит поискать и приобрести эту книгу. Света и теплоты у вас явно прибавится, а дети станут дружнее и воспитаннее. Ну а шляпки с бейсболками уж как-то между собой разберутся.