Эльга Злотник. Солнце всходит там, где надо: Роман в рассказах.
– М.: Художественная литература, 2018. – 384 с. – 1000 экз.
В очередной раз в Москве на Красной площади прошёл книжный фестиваль. Среди книжного изобилия внимание привлекло название книги Эльги Злотник «Солнце всходит там, где надо», что и заставило взять её в руки. При более конкретном знакомстве оказалось: уверенность автора в том, что солнце всходит где надо, зиждется не на пустом месте – видела и знает Эльга Злотник много. И что сразу подкупает – делится своим знанием и пониманием жизни не брюзжа, не завлекая в джунгли сладострастных мечтаний и политических интриг. А повествует достойно, невольно заставляя читателя задуматься.
Запоминается рассказ «Вологда»: в редакции журнала у сотрудницы пропала дублёнка, укравшего не нашли. И вот в командировке, поражённый красотой зимнего пейзажа с голубым небом и золотыми крестами на куполах, коллега автора вдруг тихо сказал: «А дублёнку у неё я взял».
Нужному и ненавязчиво учит рассказ, особенно сейчас, когда значение культуры в обществе падает. Думается, если бы тот коллега смотрел на однотипные многоэтажки, они бы не пробудили его душу. Писатель в ответе за своего читателя. С этим он должен садиться за письменный стол, за клавиатуру компьютера.
Особенность прозы Злотник – коротко и реалистично нарисовать портрет: «Глаза... она увидела в них и величие, и ярость, и гордость, и волю древнего владыки, втиснутого сегодняшней жизнью, засунутого кем-то и за что-то в тесные кандалы нового тела и трудной одинокой судьбы. Он сел на стул в углу около плиты, на которой пыхтела старая алюминиевая кастрюля, и его чеканный профиль с сильным подбородком, как бы рельефом, как отпечатанный в бронзе, увиделся ей на фоне серой стены». Удаётся Эльге Злотник передать атмосферу происходящего и довериться читателю своими размышлениями: «...Передо мной лежало поле. Чистое поле... Я была сама собой, и никто не влиял на меня, не говорил мне, что он думает по тому или иному поводу, не учил меня, что хорошо, что плохо, не вмешивался в мою жизнь. Я была такой, какой я пришла сюда, какой получилась и явилась в эту жизнь. Я шла по этому полю и меня не мучили воспоминания, не грызли угрызения совести и чувства вины, вбитые мне в голову. Я видела то, что видела, и мне в голову не приходили сравнения, слышанные и повторенные кем-то много раз. Воздух струился и дрожал. Цвета, все цвета радуги светились вокруг. И никто мне не говорил, какой цвет лучше. Я могла выбирать сама, не сравнивая ничего ни с чем... Я была – я, такой второй не было! Это было счастьем...
Поле было снежным и солнечным. Я стояла на лыжах посреди огромной солнечной долины. А вокруг долины стояли горы и в них, как жилки, светились синим ледники...»
Приведённая цитата – напоминание всем: говоря «мы», надо помнить, что одна составляющая общества – «я». И чем сильнее и независимей «я», тем сильнее и независимее – мы, народ, страна.
Наряду с разнообразием тем и героев, в книге достаточно семейного. Но и оно под пером автора предстаёт не только сугубо личным, а почти кинематографически рисуется фактом истории: «Отец про войну нам не рассказывал ничего. Всё, что я знаю о том, как он воевал все пять лет, от начала до Победы, я узнала от мамы потом... Он вообще считал, что спасла его на войне мама. Сейчас я думаю, наверное, и правда в его утверждении что-то есть. Взять хотя бы, как они поженились. В начале сентября 1941 года... Я часто представляю – притихшая Москва. Немцы на подступах к городу. Загс Свердловского района на Каретной, за пустынным садом «Эрмитаж». Осенний день. Мне почему-то кажется, что он обязательно был солнечным...»
Как и в предыдущей книге автора, в этой много оригинальных рисунков художника Я.Я. Дополняя текст, они придают книге большую насыщенность и значимость. В целом книга представляет собой законченное, полезное уму и сердцу произведение, полноправно названное автором романом в рассказах.
Александр Петров