Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Живём мы памятью Лицея

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Императорский Лицей в памяти его питомцев: Царско­сельский Лицей (1811–1843) / Сост., введение Л.Б. Михайловой. – СПб.: Наука, 2011. – 503 с. – 1000 экз. (Кн. I).

Императорский Лицей в памяти его питомцев: Александровский Лицей (1844–1918) / Сост., вступ. статья, прим. С.В. Павловой. – СПб.: Наука, 2011. – 631 с. – 1000 экз.  (Кн. II).

19 октября 2011 года исполняется 200 лет со дня открытия Императорского Лицея – одного из самых замечательных учебных заведений России. Воспетый Пушкиным, прославленный своими выпускниками Императорский Лицей вызывает большой интерес и у наших современников как школа, сумевшая не только достичь высоких успехов в образовании, но и воплотить в жизнь сложнейшую задачу воспитания личности.

В преддверии юбилея двухтомное издание «Императорский Лицей в памяти его питомцев», выпущенное Санкт-Петербургской издательской фирмой «Наука», становится значительным явлением, открывающим новые страницы в истории культуры и просвещения. Двухтомник предлагает нам историю учебного заведения, впервые рассказанную не специалистами – историками, педагогами, – а его учениками. Создание такого исторического и литературного труда взяли на себя сотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина – заведующая филиалом «Мемориальный Музей-Лицей» Л.Б. Михайлова и хранитель литературной экспозиции Музея-Лицея С.В. Павлова. Наряду с известными в издании впервые публикуются архивные и редкие материалы XIX века.

Традиционно история Лицея делится на два периода: Царскосельский (1811–1843 гг.) и Петербургский (1844–1918 гг.), в соответствии с хронологией разделены по томам и воспоминаниям лицеистов.

Самыми известными нашему читателю до сих пор оставались записки друга А.С. Пушкина И.И. Пущина, который стал непререкаемым авторитетом в истории учебного заведения. Эти «Записки» были положены в основу создания современной лицейской экспозиции. Но тщательное изучение материала даёт повод сомневаться в строгой объективности этих мемуаров, созданных уже пожилым человеком, пережившим сибирскую каторгу, что-то забывшим, а что-то, напротив, выдвинувшим на первое место. Свежий, порой неожиданный взгляд на историю Лицея дают нам опубликованные в сборнике письма воспитанников Александра Горчакова, Алексея Илличевского и записки Сергея Комовского, написанные ими по свежим событиям, без ретуши, с волнениями и переживаниями. Письма Горчакова были опубликованы в 1936 году и после этого преданы забвению, в дореволюционных изданиях сохранились записки Александра Яхонтова, Михаила Белуха-Кохановского, Александра Харитонова, что-то публиковалось лишь в небольших отрывках.

Особый интерес представляют в первом томе воспоминания Бориса Икскюля. Для нас это – совершенно незнакомая, новая лицейская страница. Мальчик-иностранец, из прибалтийских немцев, плохо владеющий русским языком, попадает в казённое учебное заведение. Яркие, эмоциональные впечатления юноши отражают атмосферу, царившую в школе, знакомят нас с её бытом и портретами воспитанников, воссоздают дух давно минувших дней.

Первое, что испытал на себе будущий академик, профессор Александровского Лицея Яков Грот, пришедший в лицейский пансион: сосед отобрал у него новенький пенал со всем содержимым. Он неожиданно попадает в такую обстановку, где господствовало кулачное право, и десятилетний мальчик делает выводы: нужно как-то закрепляться в этой среде, как-то выживать в окружении 30 незнакомых товарищей!

Воспоминания М.А. Корфа, написанные зрелым человеком, мемуары А.В. Головнина, который через несколько десятков лет по окончании Лицея пишет «повесть» об отрочестве, говоря о себе в третьем лице, – эти и многие другие свидетельства бывших лицеистов дополняют друг друга, и Царскосельский пушкинский Лицей предстаёт перед нами как цельное большое полотно. Это представляет несомненную историческую и культурную ценность

В 1844 году Императорский Лицей переводят из Царского Села в Петербург, где существование учебного заведения продолжилось до 1918 года под именем Александровского Лицея. Это время жизни особой школы долго оставалось малоизученным и для широкого круга читателей неведомым. В момент Октябрьского переворота 1917 года большинство воспитанников Лицея находились на государственной службе, верой и правдой служили царю и Отечеству, за что в самые первые годы после революции жестоко поплатились. Расстрелян последний председатель Совета министров, выпускник Лицея князь Н.Д. Голицын, умер в тюремной больнице крупнейший финансист царской России С.И. Тимашев, убиты многие бывшие лицеисты, которые занимали высокие посты в Российской империи. Практически до 90-х годов XX века в науке было распространено мнение о незначительности Александровского Лицея как учебного заведения. К счастью, сегодня положение изменилось.

Интерес к Александровскому Лицею прежде всего вызвал А.С. Пушкин. Имя Пушкина, как писали сами лицеисты, было для Лицея «Палладиумом» и спасло учебное заведение от духовного падения.

Ни одно учреждение в XIX веке не сделало так много для увековечивания памяти А.С. Пушкина, как профессора, преподаватели и воспитанники Александровского Лицея. Это и открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 года, и создание в стенах Александровского Лицея первого в России Пушкинского музея, издание первых библиографических указателей по творчеству поэта, создание библиотеки «Пушкиниана», организация «Пушкинского Лицейского общества» – всё состоялось благодаря инициативам и усилиям учебного заведения и его выпускников. Александровский Лицей отличало глубокое уважение к прошлому. Всего лицейское образование здесь получили немногим более 2000 человек. Среди них – два председателя Совета министров, пять министров иностранных дел, пять министров народного просвещения, четыре министра финансов, знаменитые учёные, общественные деятели.

Во впервые опубликованных воспоминаниях читатель узнаёт об А.Л. Соколовском, ещё в лицейские годы увлёкшимся изучением Шекспира, издавшим на русском языке единоличный перевод великого английского поэта. Именно Соколовский стал инициатором создания в России «Пушкинского Лицейского общества».

Впервые дошли до читателя и воспоминания бывшего лицеиста Д.Ф. Кобеко, известного историка, директора Публичной библиотеки, и «Обрывки воспоминаний из моего детства и лицейской поры» В.Н. Коковцева – председателя Совета министров Российской империи. Выпускник В.И. Вуич пишет, что они так любили Лицей, что его соученик и друг Н.Н. Евреинов раздобыл план лицейской территории и в своём имении в Витебской губернии точно по этому плану воссоздал сад, подобный тому, что был при Александровском Лицее.

Новыми для многих читателей станут темы последних дней Лицея, эмиграции его воспитанников, истории судеб лицеистов после 1917 года. Собранные авторами сборника с тщательностью и научной точностью, правдивые, выверенные, снабжённые подробными комментариями, материалы двухтомного издания «Императорский Лицей в памяти его питомцев» стали настоящим подарком не только для специалистов и учёных, но и для всех любителей российской истории и литературы.

Татьяна ГОРШКОВА, член Союза журналистов Санкт-Петербурга

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Горшкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS