«Малые родины большого Петербурга» – специальный документальный цикл телеканала «Санкт-Петербург» об исторических районах города с их настроением, культурной средой и знаковыми архитектурными объектами. У каждого петербуржца тоже есть своя малая родина, где он родился или прожил много лет: Лиговка, Купчино, Семенцы, Пески, Озерки, Ржевка-Пороховые, Коломна, Лахта, Гавань и другие… Этому замечательному проекту уже 10 лет, и в эфир на сегодняшний день вышло 210 фильмов, где историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники. В канун Дня города, который Северная столица отметит 27 мая, наш автор Александр Мелихов побеседовал с одним из главных действующих лиц этого цикла, его сценаристом, писательницей Светланой Мосовой.
– В Доме книги на Невском проспекте недавно прошла на редкость оживлённая встреча со зрителями телепроекта «Малые родины большого Петербурга», в котором вы являетесь автором сценария. Оказалось, что у программы есть преданнейшие поклонники, чему я совершенно не удивляюсь. Давно говорю, что города создают не только архитекторы, но и поэты. Чем был бы Петербург без пушкинского «Медного всадника», без гоголевского «Невского проспекта», без Достоевского, Блока или Андрея Белого? Перечислять можно долго, но все эти образы населяют лишь историческую часть города. А кто насытит поэзией Купчино и Весёлый Посёлок? Кто создаст поэзию задворок и присоединит новые призраки к призракам Раскольникова и Акакия Акакиевича? Это по силам только коллективному разуму города, его краеведам, литераторам и просто жителям, не лишённым поэтического дара. Мне кажется, что именно этим занимаются «Малые родины большого Петербурга», не так ли?
– Сразу хочу вам возразить: и Купчино, и Весёлый Посёлок, и иже с ними и без нашего вмешательства насыщены и поэзией, и призраками, и прочими, так сказать, радостями бытия. Потому что, например, Купчино гораздо старше Петербурга, оно существовало ещё в те времена, когда эта земля входила в пятину Великого Новгорода. И там жили не тужили купцы – отсюда, кстати, это название «Купчино». И наше дело – поведать об этом миру. К слову, сами купчинцы большие патриоты своего района, «Купчино – столица мира!..» – как поёт музыкант Билли Новик.
Вообще каждый топоним – верный страж истории. Нам только надо задаться вопросом: откуда то или иное название – и дверь в историю откроется. Вот почему так важно сегодня вернуть всем улицам их исторические имена. Например, один из наших постоянных телезрителей после выхода в эфир фильма «Мокруши» написал: «Жил на Зверинской. Не знал про Мокруши. Сердце слезами облилось... Спасибо авторам!»
Почему «Мокруши» – понятно из названия: это было самое мокрое место в Петербурге. Хотя Мокрушами можно было назвать весь город. «И был бы тогда не Санкт-Петербург, а Санкт-Мокруши», как сказал режиссёр проекта Александр Щербаносов.
– Нет уж, «Санкт-Петербург» звучит куда лучше. Но вот откуда этот народный всплеск, откуда такой мощный интерес к вашей программе и вообще к малым родинам?
– Дело в том, что этот «коллективный разум города» слишком долго пребывал в беспамятстве. Наверное, потому что у нас была одна большая родина – Советский Союз и как-то вопрос о малых родинах ребром на повестке дня не стоял. Причём это видно даже по письмам телезрителей (очень щедрых, кстати, на добрые слова), которые нам пишут: «Мы, оказывается, жили и работали в Чекушах, но узнали об этом только из вашего фильма». Или: «С рождения прожили в Песках и не знали, что это Пески!»
Думаю, что интерес к месту своего обитания возник в 90-е, когда многим казалось, что земля уходит из-под ног, и захотелось на что-то опереться, за что-то схватиться обеими руками – за воздух там, за землю... И стало вдруг очень важно знать, «кто мы и откуда». И оказалось, что не только у каждого из нас есть своя малая родина – район, где ты родился и жил. У самого Петербурга тоже есть свои малые родины, которые сегодня мы называем историческими районами. Ведь Петербург начинался со слобод: Морская слобода, Французская слобода, Греческая, Ямская, Лиговка, Семенцы, Гражданка, Соляной городок – их множество, и у каждой из них есть своя потрясающая история, своя, можно сказать, личная жизнь, своё имя. Для многих это было открытием. Вот, например, герой одной из программ народный артист Сергей Мигицко прямо во время нашего интервью с удивлением узнал, что живёт и работает в бывшей Дворцовой слободе (это район Владимирского проспекта).
А наш первый фильм был посвящён историческому району Весёлый Посёлок, именно с него 10 лет назад начался наш роман с городом на канале «Санкт-Петербург».
– Чья была идея проекта? И кто придумал название «Малые родины большого Петербурга»?
– Идея родилась у режиссёра Александра Щербаносова, он долго её пестовал. А название придумала я, чем могу погордиться. И что интересно: каждую нашу программу можно было бы, не кривя душой, начинать так: «По указу Петра…» То есть за что ни возьмись, всё в Петербурге было по указу Петра. И более того: мы и по сей день живём по указу Петра. И по умыслу Петра.
– Хорош ли был указ?
– И указ хорош, и умысел велик.
– У каждого выпуска ваших программ, как я знаю, десятки тысяч просмотров, а на каких-то сайтах – и сотни. Вас зрители называют лучшей программой, самой любимой. За что? В чём особенность вашего цикла? Как сегодня говорят, в чём фишка?
– Во-первых, у нас не краеведение в обычном понимании этого слова, не экскурсия по городу и не хороводы вокруг растиражированных знаковых мест. Нет, мы отдаём должное центру и дворцам, но любим непарадный Петербург: окраинность, предместья с честными морщинами на стенах, где подлинность без евроремонта. Там живут интересные люди со своими историями, традициями, мифами, культурой и даже со своим сленгом.
Во-вторых, у нас в программе, конечно, замечательные краеведы, но всё же главные действующие лица – это сами жители исторических районов, горожане, ленинградцы и петербуржцы, которые знают такие драгоценные подробности и детали быта и бытия «ушедшей натуры», о которых не рассказывает ни одна энциклопедия. Находит таких героев наш линейный продюсер Наталья Рыжикова. А руководителем проекта является Ольга Разина, поверившая когда-то в наш «умысел», за что мы и зрители, как показывают их письма, благодарны. Операторы у нас разные, но Сергей Друан и Фанис Аглямов – постоянные члены команды. А за кадром звучат узнаваемые голоса народных артистов – Валерия Кухарешина и Николая Бурова. Директор нашего телеканала Александр Малькевич называет наш проект визитной карточкой телеканала.
– У каждого есть свой образ Петербурга. Какой он лично у вас?
– Неисчерпаемый. В Петербурге можно найти любой город. Ведь его строили пришлые – и немцы, и голландцы, и греки. И суздальские, и орловские, и псковские… Они, конечно, возводили именно Петербург, но одновременно – как бы немножко и свой родной город. И вот есть такие места, где ты стоишь и тебе снятся сны петровских плотников, кузнецов, каменщиков, моряков, мастеровых, «толковых дворцовых крестьян»… Ну, об этом написано в моей книге «В поисках прошлогоднего снега».
– Телевидение вдохновляет или мешает писать книги?
– Мешает. Блок не зря писал: «Когда я служу, я не пишу». Но мне нравится, что мои книги живут сами по себе. Что рассказы переводятся на другие языки и включаются в творческие задания на Всероссийской олимпиаде по литературе. Что по моей прозе защищаются диссертации в Петербургском университете. Что, например, в Польше, в Университете им. Николая Коперника, проходит конкурс на лучший перевод моего рассказа «Непрощённый». Это приятно. Конечно, есть печаль о моих недописанных вещах, но я малодушно надеюсь, что… они допишутся сами. Знаете, у художников так картины дописываются. Художник глядит на холст: вроде не готов ещё, убирает с глаз долой, а спустя время смотрит – а всё, оказывается, готово! С рассказами тоже так бывает, верю в это.
– И мне хочется верить. Знаете, я соглашусь с мнением одного из ваших телезрителей, который сказал, что через 50 лет по вашим фильмам будут изучать историю Петербурга. От себя добавлю: а ваша проза будет представлять собой её художественную часть.
– Спасибо, мне нравится это предположение. Помните, у Генриха Гейне есть замечательная фраза: «Прошлое – это родина души человека». По-моему, лучше не скажешь.