Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2025 г.
Культура

«Жизнь артиста» с «Венской кровью»

20 октября 2025
Фото И. Шымчак, предоставлено пресс-службой РНО.

Виктория Пешкова

В честь 200-летия Иоганна Штрауса Российский национальный оркестр даёт концерт в зале «Зарядье». Место за дирижёрским пультом займёт Фёдор Безносиков. «ЛГ» постаралась выпытать у маэстро секрет «короля вальсов».

- Мы живём в мире, совсем не похожем на тот, в котором творил Штраус, но его исполняют и слушают в России и Бразилии, Китае и Америке. Почему?

- Для меня ключ к пониманию этого феномена кроется в том, что он писал не только очень красивую, стильную, элегантную и невероятно обаятельную музыку, но и, что может быть, главное - эта музыка пронизана национальным духом: народная песенная и танцевальная австрийская культура явилась в его произведениях во всём оркестровом великолепии. Фактически он создал симбиоз национальной музыки и популярного жанра, тем самым подняв его на невероятную вершину.

- Как тут не вспомнить глинковское «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её»?

- Да, и в этой связи занятно, что они жили в одну эпоху. Штраус был из тех, кто использовал в музыке своего рода национальный код.

- Вы с ним коллеги в квадрате – оба скрипачи и дирижёры. Чем он вам близок?

- Ну, как скрипач я теперь выступаю очень редко – всего два-три раза за сезон. Всё время и силы отданы дирижированию. А Штраус близок в первую очередь мелодизмом и работой с формой. Каждый его большой вальс – сюита из пяти частей с мастерски выстроенной драматургией, если хотите – небольшая симфоническая поэма лёгкого жанра. Влияние Иоганна Штрауса чувствуется в симфонических поэмах его тёзки Рихарда, а если говорить о прямом вдохновении, то это, конечно же, опера «Кавалер розы». Мой любимый композитор Густав Малер практически в каждой симфонии отдавал дань венскому вальсу.

- Как родилась идея концерта в честь 200-летия маэстро?

- Приглашение исходило от концертного зала «Зарядье» и от РНО. Я с таким репертуаром сталкиваюсь нечасто, всего один-два раза за сезон, и для меня очень ценно, что в этот раз это будет юбилейный концерт.

- Что в программе?

- Всё самое популярное – «Жизнь артиста», «Весенние голоса», «Голубой Дунай». Думаю, не будут разочарованы ни поклонники Штрауса, ни те, кто, возможно, впервые откроет для себя его музыку. Разве что, «Марша Радецкого» не будет…

- …потому, что его сочинил не сын, а отец. Штраус-старший, как известно, всячески препятствовал тому, чтобы тот занимался музыкой. Старта, как сказали бы сегодня, никто Иоганну не обеспечил. Он состоялся не благодаря, а вопреки?

- Безусловно, их отношения были крайне тяжёлыми. Штраус-старший, композитор, скрипач и дирижер, запретил своим сыновьям сочинять музыку и учиться играть на скрипке. Чтобы отец не мог запретить Иоганну учиться музыке, матери даже пришлось с ним развестись. Если сын где-то появлялся с концертами, то его отец сразу вносил эти заведения в черный список и больше в них не выступал, я думаю, что это один из самых радикальных примеров профессиональной ревности в истории, который, честно говоря, почти не укладывается в голове. Но в самих препятствиях на пути к успеху Иоганна-младшего нет ничего исключительного. Большинство композиторов не имели не только удачного старта, но и дальнейший их путь не был лёгким. Шуберт при жизни не услышал исполнения практически ни одного своего произведения, кроме песен. Чтобы состояться в творчестве, в первую очередь необходимы талант, труд и служение искусству. Некий водоворот энергии, возникающий вокруг одарённой личности, меняющий пространство вокруг.

- После смерти отца Иоганн за свой счёт издал полное собрание его сочинений. Будь Штраусу-старшему отпущено больше дней, он бы понял сына?

- Жизнь не имеет сослагательного наклонения. Всё сложилось как сложилось. По всей видимости Иоганн-сын был человеком удивительных душевных качеств, ведь он не только простил отца, но и всячески помогал популяризации его сочинений, а на его похоронах исполнил «Реквием» Моцарта.

- Не потому ли осиротевший оркестр отца почти полным составом пришёл к сыну?

- Я думаю, что увлечённость творчеством притягивала к нему не только музыкантов. Он всегда был любим публикой.

- А русская так просто носила на руках?

- Что тоже не удивительно. Штраус более десяти лет работал в России, а вокзал в Павловске, в который он был приглашён работать очень быстро стал главной культурной площадкой российской империи, в который каждый день съезжалась публика из Петербурга и других городов. Эти концерты продолжались и после его отъезда, вплоть до 20-х годов 20-ого века. К сожалению, этот уникальный памятник истории и архитектуры был уничтожен во время Великой Отечественной войны и сейчас на его месте есть только мемориальная табличка. Тем не менее, работа Штрауса в России оказала влияние и на культуру вальса и бальную культуру в целом, а они были очень близки русской публике в конце XIX века. И сегодня эта связь не утрачена – недаром у нас так любимы вальсы Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.

- Произведения Штрауса считаются «лёгкой музыкой». Но легко ли её исполнять?

– Кажущаяся лёгкость смыслового ядра этой музыки не сильно облегчает технические задачи для исполнителей. Если мы говорим о стиле, звуке, точности воспроизведения авторского замысла, то они являются такими же сложными, как и любая академическая музыка, которая всегда бросает вызов музыканту. Увертюра к «Летучей мыши», которой, кстати, откроется концерт в «Зарядье», считается одной из «лакмусовых бумажек» для любого оркестра: она не только красива, но невероятно виртуозна. Это сочетание той самой гибкой ритмической структуры, с большим количеством разных характеров и штрихов, присущей всей музыке Штрауса. Достичь органичности исполнения в этой музыке очень непросто для всех участников процесса.

- Новый год во всем мире – вотчина Штрауса. Как думаете, почему?

- Да, есть такое «разделение», Для многих стран Рождество ассоциируется со «Щелкунчиком» Чайковского, что очень приятно сознавать, а новый год приходит под музыку Штрауса. Наверное, дело в ощущения праздника, которое дарит его музыка. У этого композитора практически нет по-настоящему глубинных драматических моментов, присущих даже самой, казалось бы, радостной русской музыке. Например, у того же Чайковского в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика» есть несколько тактов в середине вальса, где виолончели с альтами играют тему такого драматизма и переживания, что душа сжимается. Сочетание несочетаемого… А музыка Штрауса остаётся праздничной от начала и до самого финала.


Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Триста дней после приказа

    30.11.2025
  • Чудеса – это пара восторженных глаз

    26.11.2025
  • Приключения продолжаются

    25.11.2025
  • В её имени слышится плеск аплодисментов

    20.11.2025
  • Магия оркестра и романтика скрипичных струн

    20.11.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS