Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    31 марта 2021 г.
Искусство

Жизнь и душа Юрия Гвоздикова

Его не стало в Рождество Христово, за два месяца до 80-летия
31 марта 2021
Юрий Гвоздиков на репетиции в Красноярском театре музыкальной комедии

Он стремительно ворвался в жизнь страны, став в 33 года самым молодым главным режиссёром музыкального театра в СССР, создав свой стиль в режиссуре, своё видение народа нашего и особое отношение ко всем, кто работает в театре.

А началось всё с Тамбовского музыкального училища, армии, Свердловского театра музыкальной комедии, где он служил артистом, потом стал ставить спектакли, а окончив ГИТИС и Высшие режиссёрские курсы, получил в 1974 году приглашения сразу в четыре театра. Выбрал Красноярск, потому что руководство города и края его поддержало, дав карт-бланш в Театре музыкальной комедии. Что значит поиски новых талантливых артистов, дирижёра и, конечно же, квартиры. Но судьба этого человека зависела не только от его характера и энергии, а ещё и от его родовых корней. Фамилия одного из дедов его была Гвоздяк, того самого, кого из родного Запорожья отправили в Казахстан возглавлять совхоз-гигант. Перед отправкой ему сказали, что с такой фамилией возглавлять ничего нельзя. И тогда Гвоздяк стал Гвоздиковым, а когда поднял разваленное хозяйство, был объявлен троцкистом, репрессирован, а после реабилитации умер от инфаркта. Отец Юрия, будущий фронтовик и герой Победы, был одним из семерых детей в дружной и певучей семье Гвоздиковых, которая уехала после ареста деда в Киргизию, где жили родные и где родился его сын, о котором речь. От семьи Юрий и взял музыкальность, овладев в училище игрой на баяне, гобое, искусством хормейстера, а в ГИТИСе на режиссёрско-актёрском курсе народного артиста СССР, главного режиссёра Большого театра Иосифа Туманова освоил и всевозможные постановочные секреты грандиозных спектаклей и концертов. А то, что он добавил к ним ещё и свой юмор, жизнелюбие, способность создавать фейерверки из талантов, умея их искать, находить и лелеять, превращало его творения в увлекательное зрелище.

– В музыкальном театре, в жанрах, которые я для себя выбрал, – оперетта, музыкальная комедия, мюзикл – должны работать только эмоционально положительные люди с чувством юмора, начиная с режиссёров и заканчивая вахтёрами и гардеробщиками, – сказал он как-то в интервью. – Зрителя надо встречать как родного. Как нигде его больше не встречают.

И театр его забурлил так, что публике лишь оставалось со скоростью света покупать билеты то на музыкальные комедии «Бабий бунт» Евгения Птичкина или «Тогда в Севилье» Марка Самойлова, то на оперетты «Пенелопа» Александра Журбина или «Женихи» Исаака Дунаевского. А к 30-летию Победы он создал удивительный по силе воздействия спектакль «Опалённые строки», выступив не только как режиссёр, но и как автор пьесы, вставив в канву действия любимые всеми песни и стихи о войне. С этим спектаклем, получившим все награды страны, театр с успехом выступал в Красноярске, а также объездил весь Союз, вызывая восторг самой разной публики. Потому что во всём, что бы ни ставил Юрий Гвоздиков, была душа народная, жаждущая свободы и счастья. А сколько было в то время актёрских удач, когда что ни роль – открытие. Но, пожалуй, самым большим событием явилась на красноярской сцене героическая драма «Соколиная песня» композитора Ильи Шахова, пьесу написал Гвоздиков по сибирским и уральским сказам вместе с поэтом Наумом Олевым. В постановке принимали участие удивительно талантливые балетмейстер Леонид Таубе и художник Вадим Балдин.

– Предложение написать музыку для «Соколиной песни» было для меня очень неожиданным, – признался перед премьерой в 1977 году Илья Шахов. – Я писал произведения эстрадного плана, для детей и комедийную музыку. А тут поднимаются глубинные пласты из жизни людей русских, показывается бунтарская стихия народа.

Юрий Гвоздиков поражал умением привлекать талантливых людей, щедро отдавая им свой азарт и влюблённость в материал. С ним работали композиторы Александр Флярковский и Илья Шахов, Виталий Гевиксман и Александр Журбин, балетмейстеры и драматурги, художники и поэты. «Мне посчастливилось знать Юрия Ивановича Гвоздикова, масштаб личности которого и сегодня трудно переоценить», – признался председатель СТД РФ, народный артист РФ Александр Калягин.

Он много успел в жизни: возглавлял несколько театров, Красноярское отделение СТД, преподавал, был депутатом, председателем Комиссии по музыкальным театрам и секретарём СТД РФ, стоял у истоков Ассоциации музыкальных театров страны, удостоен звания заслуженного деятеля искусств России. И помнят его как уникального человека, понимавшего душу народа, его боли, радости и любовь, которой нет конца.

Наталья Савватеева


Наталья Савватеева
489

Наталья Савватеева


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Летние сезоны и осенью греют

05.10.2022

Я поднимаю свой бокал

20.04.2022

Самородок по отчеству Волк

13.04.2022

«Критерием для меня всегда была совесть»

16.03.2022

Бродяга

17.11.2021

Я поднимаю свой бокал

105 голосов

Потребность делать добро

99 голосов

Самородок по отчеству Волк

92 голосов

Серёжка с Малой Бронной

88 голосов

Бродяга

72 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты