Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июля 2019 г.
  4. № 28 (6697) (10.07.2019)
Искусство

Жизнь, смерть, бег

Какие булгаковские сны увидел Сергей Женовач?

10 июля 2019
Сцена из спектакля «Бег». Михаил Пореченков в роли Григория Лукьяновича Чарноты (слева) и Анатолий Белый в роли Романа Валерьяновича Хлудова

Этот спектакль ждали давно. Всем было интересно, каким предстанет Сергей Женовач в МХТ в качестве художественного руководителя. Как я и предполагал, режиссёр продолжил свои творческие искания, не ориентируясь ни на чьи ожидания, не подстраиваясь ни под какую конъюнктуру.


Об интерпретации на современной сцене классики спорят неумолчно и яростно уже не один год. Кто-то ратует за нудную, консервативную точность, кто-то – за безрассудное и полное осовременивание, а порой и искажение до неузнаваемости проверенных веками сюжетов и образов. Обе стороны чаще всего не правы, поскольку ориентируются на нечто весьма внешнее, рассчитанное на зрителя поверхностного, а подчас просто случайного.

Сергей Женовач – умный режиссёр для умных зрителей. По тому, как он прочитал пьесу «Бег», это становится в очередной раз ясно.

Не случаен подзаголовок к спектаклю – «сны». Из булгаковских снов Женовач выбрал не все, выстроив свою сценическую историю, сконцентрировав и усилив отдельные булгаковские акценты, разбросав по всей партитуре драгоценные камни новаторства.

Многолетний соратник Женовача сценограф Александр Боровский и на этот раз подтвердил свой высокий класс. Весь спектакль идёт на фоне одной декорации, где видится и виселица, и плаха, и вокзал. Благодаря продуманным передвижениям конструкций они легко превращаются и в парижскую квартиру, и в константинопольские трущобы.

На сцене всё устроено так, что персонажи перемещаются или горизонтально, или же в рамках той же горизонтали чуть меняя высоту, создавая удивительную оптику, и потому всякий их уход в перпендикуляр сразу выглядит заметней и выразительней. Как, например, в венчающей спектакль сцене самоубийства Хлудова в блистательном исполнении Анатолия Белого.

Наверное, общим местом было бы сказать, что пьеса Булгакова о жизни и смерти. Все пьесы так или иначе о жизни и смерти. Однако Женовач, как мне кажется, находит интереснейшую парадигму столкновения живого и мёртвого, выуживает её из булгаковских видений и преподносит зрителю как главную драматургическую скрепу своей инсценировки.

Спектакль разрезан искусным и целительным скальпелем Женовача надвое. И в первой части безраздельно властвует смерть. Смерть – это Хлудов. Он здесь повсюду, его голос, его фигура. Белый блестяще воплощает характер Хлудова: с одной стороны, жестокий и безжалостный командир, с другой – благородный человек, и плюс ко всему всё больше сдающийся нарастающему болезненному безумию. Из всего, что происходит на сцене, жизнь уже выкачана. Не случайно действие развивается рядом с множеством лежащих в самых разных позах недвижимых солдат, да и иные участники постановки время от времени сливаются с этой массой поверженных тел. Это великолепная метафора, работающая сильно и однозначно, помогающая осознать то фатальное, смертельное, что происходит с героями. И только не так уж много появляющийся в первой половине Чарнота, в изумительно неожиданном актёрском решении Михаила Пореченкова, этой смерти противостоит и ментально, и сюжетно – именно он спасает Корзухину от верной смерти в контрразведке белых.

Вторая часть выводит к зрителю Чарноту во всём его обаянии, жизнестойкости, юморе и нежелании сдаваться обстоятельствам. Здесь и знаменитая сцена карточной игры с Корзухиным, где Игорь Верник в роли Корзухина невероятно пластичен и за счёт ног и рук передаёт характер персонажа больше, чем за счёт реплик, и речь, полная остроумия, и вся его повадка – могутная, крепкая, уверенная. Его фраза по поводу того, что Константинополь тоже кто-то должен заселять, звучит почти как гимн продолжению жизни. В этом контексте даже трагический финал воспринимается не так фатально, как мог бы.

То, чему надлежало умереть, – умерло, а то, чему надо жить, – выжило. Таков моральный вывод спектакля Женовача, и он по-настоящему булгаковский, по-настоящему гуманистический.

Театр Женовача – помимо того, что насквозь метафоричен, ещё и театр звучащий. Многое построено по музыкальным законам. Так, в «Беге» можно проследить систему лейтмотивов, почти как у Вагнера. Это просящие, повторяющиеся словосочетания в речи Голубкова, или узнаваемые гротескные интонации Люськи (И. Пегова), или пришепётывание Крапилина (А. Краснёнков).

Многие критики муссировали тему: Женовач давно не работал со звёздами, он привык сам лепить из молодёжи индивидуальностей, как он будет в МХТ уживаться с такой знаменитой труппой? «Бег» эти опасения развеял. Весь ансамбль играет по партитуре, слаженно, никто не фальшивит, все преисполнены замыслом режиссёра и предельно глубоки в каждой своей сценической интенции.

Премьера «Бега», несомненно удавшаяся, – это начало ожидания новой работы Сергея Женовача в МХТ. И ожидание это увлекательно и приятно.

Тэги: Смерть Максим Замшев Театральная площадь Жизнь Бег
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS