Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 апреля 2021 г.
Телеведение

Жизнь в дороге

Кинокартина, где почти все играют самих себя

07 апреля 2021
Режиссёр Хлоя Чжао

Получившую «Золотого льва» с «Золотым глобусом» и номинированную на «Оскар» полудокументальную ленту «Земля кочевников» можно назвать трижды женской – она основана на одноимённой книге Джессики Браудер, а поставлена Хлоей Чжао с подачи Фрэнсис Макдорманд, принявшей участие в продюсировании фильма и сыгравшей в нём главную роль.

Оригинальное название картины неоднозначно: слово «Nomadland» само собой раскладывается в «No mad land» («Не безумная земля»), а при небрежном произношении звучит как «No man’s land» («Ничья земля»). И в самом деле Аризона, по которой колесят в своих автодомах персонажи фильма, – один из самых пустынных штатов Америки, с сумасшедшими пейзажами, но не безумной жизнью. «Дорожное» кино (road movie) – американский жанр, появившийся в 60-е годы ХХ века, когда США покрылись сетью федеральных дорог, позволяющих без лишних зигзагов попасть из населённой точки А в населённую точку В и убыть из неё другим путём, как предписано в книге пророка Иезекииля. По этой гигантской сети, не имеющей тупиков, мчались герои самых известных дорожных фильмов – хиппующие байкеры в «Беспечном ездоке» Денниса Хоппера (1969) и юные хастлеры в «Моём личном штате Айдахо» Гаса Ван Сэнта (1991), один из которых признался, что его путь не имеет конца.

То же могла бы сказать и героиня «Земли кочевников» Фэрн (имя, похоже, выбрано по созвучию с Фрэн, сокращением от Фрэнсис), хотя её, в отличие от парней, погнало в дорогу не стремление к свободе, а несчастье. Эта пожилая бездетная американка (муж умер, а единственный в их городке завод, где она работала, закрылся из-за кризиса) продала домашнюю мебель, чтобы купить небольшой кемпер и отправиться в бесцельное странствие.

В «Земле кочевников», как и в других экзистенциальных картинах жанра, нет ни закрученного сюжета, ни приключений – лишь мимолётные встречи героини с такими же обитателями колёсных домов, образующими кочевое сообщество со своим духовным лидером Бобом Уэлсом (почти все играют самих себя). «Встретимся на дороге», – говорят они друг другу, расставаясь, чтобы спонтанно собраться на очередной ночной стоянке, где можно перекинуться словом со знакомыми и послушать пение под гитару или банджо, слегка напоминающее пение бардовских песен у костра в наши шестидесятые, когда в воздухе была разлита романтика дальних дорог и широких просторов, она же иллюзия возможности сбежать в природный быт от опостылевшей несвободы в советской обыденности. Жизнь Ферн идёт своим чередом – периодический ремонт автодома, заправки, короткие подработки, визит к оседлой сестре, чтобы одолжить у неё денег, робкие ухаживания временного попутчика, которого сыграл Дэвид Стрэтэйрн (единственный помимо Макдорманд профессиональный актёр, снявшийся в фильме), борьба с искушением остаться у него – и дорога, дорога, дорога...

В картине присутствует социальная составляющая, связанная с географической безработицей и опустошением некогда населённых мест (кто-то даже написал о «закате Америки» и «гибели империи», имея в виду, что покинутый героиней посёлок назывался «Эмпайр»), но материальный аспект этого процесса режиссёра не интересует, и судить по фильму о том, насколько дорога жизнь в дороге, невозможно. Гораздо больше, чем на ум, картина воздействует на эмоции, не в последнюю очередь благодаря игре Макдорманд, так глубоко вжившейся во внутренний и внешний мир своей героини (во время съёмок она немного поработала в кафе, на фабрике, в природном парке и, как в известном актёрском анекдоте, пришла к тому, что всё это можно просто сыграть), что порой кажется, будто Фрэнсис и есть Ферн. Всё это определяет тональность картины, в которой чувствуется драйв, создаваемый проплывающими видами земли и неба (оператор Джошуа Ричардс), а также ненавязчивым музыкальным сопровождением. Режиссура Чжао лишена властности, приковывающей зрителя к происходящему на экране, и стремления томить его ожиданием развязки – напротив, она расслабляет и позволяет предаться течению собственных чувств и мыслей, вызываемых эмпатией к героям и движением звукозрительного ряда. Требовать большего, когда получаешь удовольствие от имеющегося, было бы, пожалуй, грешно.

Виктор Матизен

Тэги: Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS