Латинская часть названия переведена в ряде обзоров как «Лёгкое движение», что совершенно неверно. Авторы дали фильму не только красивое и поэтичное название, их замысел глубже – изречение отсылает нас к эссе Мориса Метерлинка «Разум цветов», где писатель рассказывает о солнечных часах, которые в Провансе и некоторых итальянских селениях украшали надписями на латыни, глубокомысленными или наивными, но всегда многозначительными. Одна из них гордо возвещала: «A lumine motus» – «Меня приводит в движение свет».
Картина рассказывает не просто о весеннем пробуждении природы с показом красивых «открыточных» видов, этот фильм-философия – о бесконечном круговороте жизни, таинстве её зарождения, угасания и возрождения. Зрителям предоставлена редкая возможность увидеть микромир русских лесов, лугов и рек, познакомиться с удивительной жизнью насекомых, улиток, лягушек, змей, цветов и деревьев со своими радостями, драмами и трагедиями.
Камера следит за героями фильма с самого близкого расстояния. Операторы буквально ползали по земле вместе с букашками, сидели в болотах и муравейниках в любую погоду. Вот раскрываются цветы – как же долго надо было следить за бутонами, разворачиванием лепестков, тычинок и пестиков. И вот уже за сладким цветочным нектаром слетелись, отпихивая друг друга, пчёлы. Клоп-солдатик спешит к своим товарищам, ненасытная гусеница методично объедает листья, а потом её едят муравьи, паук плетёт ловчую сеть-паутину. А вы когда-нибудь видели, как он начинает своё «ткачество»? Съёмочная группа поймала уникальный момент: паук поднимает брюшко вертикально и выстреливает тонкой клейкой нитью в нужную точку, он всё точно рассчитывает! Впечатляет метаморфоза стрекозы, когда она меняет одно тело на совершенно другое, вылупляясь как бы сама из себя. Жизнь растения пролески сибирской показана от появления тонкого ростка из земли и цветения до образования семян, которые растаскивают деловитые муравьи. Совершенно очаровательна лупоглазая лягушка в лесном болотце, настоящая царевна (правда, сказка у неё с печальным концом, увы).
Режиссёр Светлана Быченко в одном из интервью заметила, что домик улитки вызывает у неё ассоциацию со спиралью времени, именно поэтому главными героинями стали две виноградные улитки, которые «проходят» через весь фильм в качестве сюжетообразующих «актёров». Какого же терпения стоило команде снять, как они выползают после зимней спячки из-под листвы, общаются между собой и неуклонно движутся, неся свои удивительные домики, вперёд сквозь сюжет и хронометраж.
Фильм насыщен динамичной активностью разнообразных существ, жизнь которых сложна и уникальна, это же только человеку кажется, что он венец творения. После просмотра почему-то вспомнилась мне замечательная сказочная повесть Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!», в которой два школьника-лентяя – Баранкин и Малинин, чтобы облегчить себе жизнь и не делать уроки, превращаются сначала в воробьёв, потом в бабочек, потом в муравьёв, проговаривая нехитрые заклинания: «Вот я, вот я превращаюсь в воробья (мотыля, муравья)!» Но лёгкой жизни ни в одной ипостаси у них не получается. За воробьями охотится кошка, в них же стреляет из рогатки соседский хулиган, бабочек хотят склевать птицы, муравьи работают от зари до зари, не разгибая спин. Борьба за существование и постоянный труд – вот с чем сталкиваются ребята, поняв наконец, что в мире прекрасной природы лени нет места, не будешь трудиться – погибнешь. В фильме всё это есть: мы погружены в события микромира и видим его глазами самих героев (растений, улиток, бабочек, муравьёв, жучков, стрекоз) непосредственно с мест их обитания.
За уникальными завораживающими кадрами стоит кропотливый труд съёмочной группы, фильм снимался два года в заповедниках Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Псковской областей, а также в Ботаническом саду МГУ. Интересно его звуковое оформление – это классическая музыка, жужжание насекомых, кваканье лягушек, пение птиц, шум ветра и дождя, шорохи и странный «шаманский» шёпот на гэльском языке, как будто мы слышим самих духов леса.
Эта авторская картина рассказывает не только о вечном возрождении жизни, но и о её хрупкости. Всем, кто интересуется документальным кино о природе, рекомендую. Фильм хорош как для индивидуального, так и для семейного просмотра, но его, конечно, лучше смотреть на большом экране в зале с качественной акустикой. Надеюсь, что он доберётся до авторитетных международных фестивалей, где будет по достоинству оценён.
Людмила Смирнова