МХАТ им. М. Горького начал 118-й сезон премьерным спектаклем «Как боги…» в постановке Т.В. Дорониной. В одной из ярчайших ролей Алевтины Мак-Кенди выступила заслуженная артистка Карелии и России Лидия МАТАСОВА, собственно её бенефисом и ознаменовано открытие сезона.
Яркая, незабываемая в каждой своей роли (личный репертуар актрисы насчитывает не одну выдающуюся работу: Елена Андреевна в «Дяде Ване» А. Чехова, Варвара в пьесе «Егор Булычёв и другие» М. Горького, Леди Капулетти в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Клеопатра Максимовна в «Самоубийце» Эрдмана, Бланш в постановке «Трамвай Желание» Т. Уильямса, Вера в «Обрыве» И. Гончарова, Рашель в «Вассе Железновой» М. Горького, Анна в его пьесе «На дне», Матрёна в «Горячем сердце» А. Островского, баронесса фон Мекк в спектакле «Незримый друг», Ольга в «Трёх сестрах» А. Чехова, Елена в «Белой гвардии» Булгакова…).
Первым театром, куда по распределению поступила на работу молодая актриса Матасова по окончании ГИТИСа, был Русский драматический театр в Петрозаводске, затем – Нижегородский государственный академический драматический театр им. М. Горького в Нижнем Новгороде. Чуть позже – Новый экспериментальный театр в Волгограде. В 1996 году Лидия Матасова была принята в труппу МХАТа им. М. Горького.
О своей театральной судьбе, о жизненной позиции актёра, о достоинствах и сложностях профессии мы ведём разговор с актрисой накануне открытия сезона.
Анна, «На дне» |
Рашель, «Васса Железнова» |
– Дорогая Лидия Леонидовна, примите сердечные поздравления и самые искренние пожелания здоровья и творческой неуёмности. Пройден достаточно сложный и яркий творческий путь, и как каждый глубокий, взрослый человек вы не можете не осмысливать его. Оправдались ли юношеские надежды? Чем особенно дорожите? Как складывалась судьба?
– Думаю, что выбор был верным. Я шла в профессию со школьной скамьи, а в молодости очень сильно влияет на выбор жизненного пути «самость» человеческая. Мы были чисты, были наивны, на курсе в ГИТИСе, в который я поступила, было много людей из провинции, и нельзя сказать, что мы были одержимы желанием познать профессию изнутри. Скорее нас вели по жизни интуиция, юношеский эгоизм, были и ошибки, и всё-таки главное, что составляло суть личности, было угадано верно.
– Так вы не столичная девочка?
– Нет, я приехала поступать в институт из Белгорода. В Белгороде хороший драматический театр, как и полагается тому быть на родине Щепкина, но меня в то время вела по жизни скорее любовь к кино. Конечно, бесспорно влияние телевидения. Я выросла в прекрасной семье. Рано поступила в музыкальную школу, которая, с моей точки зрения, даёт очень много человеку, входящему в мир, особенно искусства. Увлекалась всем, чем только можно увлекаться, – баскетболом, плаванием, ходила в театральную студию Дома пионеров. У нас был замечательный руководитель, влюблённый в театр. Мы репетировали «А зори здесь тихие…», я играла Женю Комелькову. На формирование моих жизненных вкусов оказала огромное влияние преподаватель музыки, влюбила меня в русский романс, и, конечно, семья. Я росла с бабушкой, она была из дворян, училась на Бестужевских курсах в Петербурге, боготворила театр и пела мне наизусть «Евгения Онегина» Чайковского и «Пиковую даму». Мы тогда жили в Свердловске, бабушка водила меня в оперный театр, а мама – в Свердловский театр музыкальной комедии. Революция и Гражданская война застали бабушку в Петербурге, она вынуждена была уехать к отцу. Он был директором гимназии, преподавал латынь, литературу, историю, но мне бабушка мало что рассказывала, потому что боялась всего – три её брата были белогвардейцами, но её знания, жизненные принципы и душа оказали на меня огромное влияние. Я росла в атмосфере любви.
– В августе этого года мы проводили в последний путь замечательного актёра Анатолия Владимировича Семёнова, истинно мхатовского коренника, который жизнь отдал МХАТу. Как партнёр ваш во многих спектаклях он, безусловно, дорог вам, и особенно хочется говорить о вашем дуэте в спектакле «Униженные и оскорблённые». Вы играли супругов Ихменёвых, и ваша Анна Андреевна всегда покоряла зрителя высотой души, необъятностью материнского чувства. Не было спектакля, чтобы зрители сцен с вашим участием не выходили из зала в слезах, глубоко потрясёнными. Что даёт вам силы для такого удивительного проникновения в психологическую суть образа? И другая классическая роль в спектакле по Достоевскому «Монах и бесёнок», где вы играли Хохлакову. Что лично вам принесли эти работы?
– Это и есть то, ради чего мы живём в своей профессии. Классика – это глубина, такое углубление души нашей, которое помогает душевному росту личности. Моя работа в спектакле «Униженные и оскорблённые» – для меня символ материнства. Я больше всего на свете любила свою маму. Такой силы любви, которую подарил мне Господь и поселил в моей душе к маме, я никогда больше не испытывала. К мужчине – это другое чувство. Когда мы репетировали, я с готовностью принимала то, что требовала от меня Татьяна Васильевна, старалась показать всеобъемлющую и беззаветную силу любви. Я многие свои роли посвящала маме. Мой первый спектакль «Иркутская история», где я играла Вальку, мне давал полное ощущение (во второй части, где наступает трагедия) совпадения с мамой, я обнаруживала, что и хожу как мама, в пластике, во всех внешних проявлениях. «Униженные и оскорблённые». Всё в этом спектакле связано с мамой, я чувствую её присутствие внутри себя, и в том, как я воспринимаю музыку, и всех вокруг себя.
– В вашем личном репертуаре очень много ролей из классики. Помню первую вашу работу во МХАТе – Вышневскую в «Доходном месте» Островского. Как правило, новый исполнитель воспринимается настороженно, вы же озарили сцену каким-то тёплым светом. Это был потрясающий спектакль.
– Меня потрясающе приняли артисты – А.В. Семёнов, Л.В. Пушкарёва, Ю.В. Горобец, Н.В. Пеньков, Л.А. Кудрявцева, – старались помочь мне быстрее войти в спектакль. А какая чудная была молодёжь – Ю. Зыкова, Е. Катышева. А. Чубченко… Сейчас у меня пять спектаклей Островского, последняя премьера – «Банкрот». Играла Веру в «Обрыве» Гончарова, Елену в «Белой гвардии» Булгакова, Ольгу в «Трёх сёстрах» А. Чехова.
– Ольга в том удивительном спектакле наполняла его необъяснимой, божественной теплотой.
– Я считала, что Ольга хранит в себе свет Богородицы. Она покрывает теплом своей доброты всю землю, а в пьесе – она ведь мать для всех, любящая, охраняющая мать. Праздник Богородицы – один из самых великих праздников защиты России. Спектакль же не просто про любовь. Спектакль о России. Там присутствовал смысл бытия нашей Родины. Ольга несёт в себе символ Богородицы. Женское начало в ней велико: она не вышла замуж в силу обстоятельств. Её любовь к сёстрам и брату жертвенна. Я её очень люблю и надеюсь, что этот спектакль обязательно вернётся в репертуар.
– Мы живём сегодня в страшном, разорванном мире: войны, кровь, страдания. Наш театр стойко отстаивает высшие принципы гуманизма, стремится не позволять развитию тенденции на оскопление души человека, унижение его достоинства. И вы в этом – ведущая актриса театра.
– В этой связи вспомню работу Т.В. Дорониной над постановкой «Белой гвардии» Булгакова. Эта пьеса о разрушении нашей страны, об уничтожении народа. Там и ситуация сегодняшних дней прописана очень точно. Татьяна Васильевна ставила спектакль в 1991 году, практически впервые дала возможность зрителю встретиться с истинным Булгаковым без сокращений и купюр. Нам внушают, что наша Родина – Советский Союз – экономически оказалась несостоятельной, что перестройка была необходима. Это неправда. Откуда, скажите, в этой стране образовалось столько миллионеров? А сколько богатств и денег вывезено из страны? И всё-таки страна не погибла, она продолжает жить за счёт потенциала, наработанного нашей советской родиной.
Примеры можно множить. Страну намеренно уничтожали, но не смогли погубить. Она возрождается. И Булгаков писал об этом.
– В вас чувствуется сильный гражданский стержень. А надо ли актёру это? Нужно ли ему быть личностью и как представителю своей профессии обладать этим стержнем? Может быть, просто, как нас убеждают, быть лицедеем?
– Лицедейство – часть профессии, важная часть, но она не является главной. Одно лицедейство обрекает нас на жизнь без цели и смысла. Лицедейство – способность быть разным, быть необычным, но это никогда не заменит смысла настоящей жизни.
– Диапазон вашего репертуара раскидан до полюсов. С одной стороны, вы – горьковская актриса: Рашель «Васса Железнова», Варвара («Егор Булычёв и другие»), Анна («На дне»). Это особая стезя. Ваша Анна и по сей день остаётся главным потрясением спектакля, который идёт уже больше 15 лет. Почему у вас такая пронзительная Анна? Она же буквально выворачивает зрителю душу!
– Думаю, это находка режиссёра Валерия Беляковича. Спектакль у него космический. О главных проблемах бытия. Она – квинтэссенция борьбы на пороге жизни и смерти. Уходя, человек ничего не берёт из жизни. Анна готовится к уходу, страдает, боится. Белякович пластически вскрыл это, и музыкально, и духовно, что очень помогло мне.
– Когда вы играете в классических спектаклях и русской, и зарубежной драматургии, вы помещаете зрителя не только в проблемы внутренней жизни человека, но и даёте ему внешний образ, который гармонично вписывается в интерьер времени, эпохи, атмосферу той жизни, которую проживает ваша героиня. В пьесе Эйкбурна «Дверь в смежную комнату» вы английская современная леди. В современных постановках мы сплошь и рядом видим, что актёры утратили эту способность к перевоплощению. Что помогает вам вживаться в эпоху и соответствовать ей?
– Я выросла на примерах советского театра, тогда формировалась как актриса, и тот театр был на таком профессиональном уровне – Товстоногов, Эфрос, Равенских, Царёв, Гончаров… которого не может достигнуть современный театр. Мои педагоги учили нас, что каждый автор индивидуален. Актёр должен чувствовать всю атмосферы страны, в которой живёт. Когда на свой лад начинают выворачивать пьесу, театр несёт большие потери. Звук, оформление, костюмы, смыслы, заложенные автором пьесы в спектакле собираются воедино, актёр вкладывает туда своё сердце, и происходит чудо перевоплощения. Для меня это всегда чудо. Момент рождения этого чуда никогда ничем не заменишь.
– Вы воспитанница ГИТИСа, школа его много вольнее, не столь канонична, как школа, к примеру, Училища им. Щепкина. В своих работах вы проявляете образцы исконно русской классической актрисы. Вы работали в экспериментальных театрах, не чужды поиску новых, современных форм самовыражения. Сейчас на сцене МХАТа им. М. Горького у вас много ролей сатирического направления, вы выступаете как характерная, броская и непредсказуемая актриса. Достаточно назвать Алевтину в пьесе Юрия Полякова «Как боги», которую вы выбрали для бенефиса, или роль Эдиты в пьесе Ю. Полякова и С. Говорухина «Контрольный выстрел», на которую специально ходят зрители. Какие богатейшие артистические краски использованы вами для характеристики образа, какое изумительное, проникновенное исполнение русской народной песни! На глазах вздорная, избалованная, излишне раскованная женщина превращается в человека с такой высокой нежной душой, что начинает щемить сердце от переполняющих чувств.
– Я люблю комедийные роли. В институте же мне доставались в основном драматические героини. И однажды мы с Виктором Сухоруковым и Александром Юшиным (мои однокашники) показали отрывок по чеховским рассказам. Он удался. Я тогда ощутила огромное удовольствие от этой работы. Нас учили примечать в жизни нелепые ситуации, бытовые сценки, запоминать их. Привычка наблюдать мне помогла, когда я работала над образом своей героини в пьесе Ю. Полякова. Она выписана блестяще. И Татьяна Васильевна показала её не фарсово, а жизненно, из гущи нашего бытия, из жизни тех несчастных девиц, которые в поисках красивой жизни выстраиваются вдоль дорог, рвутся за границу, а потом – трагедии одна за другой.
– Сегодня театр позволяет себе быть пошлым, циничным, порой скабрёзным. Это убивает культуру, взращиваемую веками, оскорбляет зрителя. Вы считаете актёров ответственными за это?
– Ответственность – актёрская, гражданская, человеческая – обязана быть в театре. Жизнь состоит из многих качеств, и нельзя сводить всё к трагическому падению бомжей. Это путь разрушения, путь смерти.
– Вам предстоит второй круг бенефиса, когда будет готов спектакль по пьесе Алексея Дударева, крепкого драматурга, под названием «Люти».
– Я воспринимаю эту работу как дорогой подарок Татьяны Васильевны мне. Материал очень серьёзный. Там интересные сюжетные повороты. Режиссёр – Александр Дмитриев, работаем мы увлечённо.
– И в заключение хочу напомнить вам изречение: мы не выбираем, когда прийти в жизнь, и какая она откроется перед нами, не знаем. Сегодня много трагедий, много несправедливости, много разрушений и боли, против которых бунтует душа. Чем вам дорога жизнь? В чём ваша сила?
– Я отвечу, обратившись к высокому слову: в Боге! А так как Бог есть любовь, Он нам её дарит, и если мы не отказываемся от Его великого дара, а открываемся Ему, Бог входит в нас, и мы учимся любить. И когда обретаем силу любви, любое время не страшно.
– У вас прелестная дочка. Вы счастливы в материнстве?
– О да!.. Я её обожаю.
Беседу вела Галина ОРЕХАНОВА