Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2016 г.
  4. № 30 (6561) (27.07.2016)
Общество

Жизнь за штатом

27 июля 2016

Твори, но о записях в трудовой книжке не забывай


Я пять лет состоял в Союзе писателей Белоруссии, но при этом работал в штате редакции газеты. Для души писал вечерами, в выходные и даже в отпуске. И издал четыре книги прозы (суммарно страниц на 1,5 тысячи). Мало? Да, хотелось бы побольше, но я рад, что поработал журналистом. Публицистика помогла мне в творчестве, и я сегодня получаю среднюю по стране пенсию – около 150 долл. США.

А из союза я в феврале вышел: там издают только тех, кого «надо» издавать. Все – талантищи, а мы, сирые, провинциалы, – на задворках литературного процесса. Во второй, оппозиционный, Союз писателей не вступаю. А зачем? Чтобы потешить своё самолюбие?

Мікола КАЛАСАВІК


Пенсионному фонду не нужны наши публикации и книги, там нужны справки из архивов о суммах гонораров. Даже если организации уже не существует, всё равно все её финансовые документы хранятся. Например, издательство «Московский рабочий» давно закрыто, но в архиве по моему заявлению выдали справку с суммой гонорара за мою книгу.

Правда, «Московский рабочий» – организация советская, там всё в порядке, а современные издательства, даже если платят гонорар, то налоги государству не перечисляют, а значит, никаких справок в архиве нет.

Пётр АЛЕШКИН


С интересом прочла статьи, посвящённые проблемам пенсионного обеспечения («Копи, пока молодой», «ЛГ» № 25–26; «Без бумажки ты…»; № 27; «Пишите в стол!», № 28). Уверяю вас, если бы в них речь шла не о писателях, а о художниках-иллюстраторах или оформителях, смысл и суть ни на йоту не изменились бы. С точки зрения чиновников, художники, не работающие в штате издательств, а наподобие Киплингова кота «гуляющие сами по себе», – такие же «тунеядцы», как и писатели.

При оформлении пенсии (это было давно, сейчас мне 72 года) я столкнулась с теми же проблемами. Мало того, мне не только не засчитали время работы над иллюстрациями, но и гонорар за те два месяца, в которые производилась выплата (и соответственно отчисления в фонд), посчитали слишком большим – якобы по тем временам был «потолок» в 220 рублей. Из этих 220 рублей и высчитывали пенсию. Так я лишилась пяти лет стажа и «заслужила» скромную пенсию. Хотя если разделить те гонорары по месяцам, получилась бы директорская зарплата.

Сейчас я почти не рисую для издательств; иногда по их просьбе передаю им нужные рисунки из своего огромного архива (в нём более шести тысяч изображений растений, животных, грибов, в том числе несколько сотен редких видов из Красной книги). Если издательство мне платит и отчисляет процент в Пенсионный фонд, приходится каждый раз обращаться в Управление социальной защиты с письмом от издательства о том, что я не являюсь штатным сотрудником. Иначе – всего из-за одной опубликованной в год работы – меня сочтут работающим пенсионером.

Художники, иллюстрирующие книги, так же как писатели, беззащитны. Это касается и пенсий, и авторского права.

Мария СЕРГЕЕВА, иллюстратор научно-популярной литературы

Тэги: Союз писателей Гонорары Пенсионный фонд
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Часть страны, часть культуры

    26.07.2023
  • Умер Владимир Гусев

    19.08.2022
  • СП поддержал армию

    28.02.2022
  • Молодых обсудят все желающие

    08.04.2021
  • Сад под «железными сводами»

    30.12.2020
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Пакт Гельмана и Дорошенко о нападении на Минкульт

    44 голосов
  • Отдайте наши деньги

    37 голосов
  • Не допустим аппаратных манипуляций

    30 голосов
  • Старушечьи вечера в избе Ростовых

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS