Ежегодно с 2001 года в 20 х числах ноября на факультете философии СПбГУ проводится форум «Дни философии в Санкт-Петербурге»: несколько параллельно идущих конференций, круглых столов.
Философы и до этого в Петербурге – Ленинграде были своеобразные… С более широким мировоззрением, активнее… хотел сказать – «бойчее», да ещё обидятся за применение такого «студенческого» слова к почтенным людям.
Помню первый в стране Всероссийский философский конгресс в Петербурге в 1997 году. Философы на нём выглядели какими-то растерянными и словно бы сонными. Они вскидывали голову, как боевой конь при звуках трубы, только услышав нечто знакомое: «производительные силы» или «производственные отношения».
А петербуржцы увлечённо обсуждали вопросы и этики, и космологии, и экологии… Чего только они не обсуждали!
И ещё одно… Почему-то у многих преподавателей философии было такое выражение лица, словно у них болит живот или вообще проблемы с пищеварением. Даже в Москве, не говоря о провинциалах, были они какие-то унылые и скучные. Не случайно на многих кафедрах философии висит довольно мрачная картина «Философ».
Измождённый полуголый старик и болезненно тощая собака стоят посреди растрескавшейся глиняной пустыни. Жуткая аура нищеты, изгойства, убожества… Картина – лучший способ напугать всякого, кто собирается стать философом!
Так вот, петербургские философы были ещё и жизнерадостные! Довольный румяный профессор Константин Семёнович Пигров. Весело смеющийся Борис Васильевич Марков. Александр Фазлаевич Замалеев, вкусно говоривший о русской философии. Так же вкусно утверждал идеологию «здравого смысла» Александр Куприянович Секацкий. Впрочем, имена можно множить и множить.
Из тех, кого я знал до тех пор, таким же жизнерадостным был разве что Александр Моисеевич Гендин… Он занимался футурологией; будущее у него выглядело таким же симпатичным, как у братьев Стругацких.
По сути дела, что такое вообще философия? Это попытка самостоятельно ответить на «последние вопросы бытия». Как устроен мир? Кто такие люди в мире? Зачем мы живём? Существуют ли объективные основания этики и эстетики? Где границы человеческого познания?
Научить философии невозможно. Философское образование – это рассказ о том, кто, когда и как решал эти вопросы и для себя, и для людей.
Кто идёт в философы? Юноши, неспособные вписаться в этот прекрасный, но и довольно суровый мир. У кого не получается стать профессионалом, кого отвергают девушки, кто страдает несварением желудка. Даже напиться не может!
В другом варианте – как раз те, у кого «всё получается», но хочется выйти в эти самые «вечные вопросы». Для них мир радостен и светел, а потому и настоящее неплохо, и будущее ещё лучше.
…В Петербурге с начала XIX века собирались эти «вторые», вели беседы и споры. Здесь рождались идеи и либеральные, и охранительные, и революционные, и мистические. Не случайно большевикам «пришлось» двумя пароходами выслать петербургских философов за границу. А философия словно бы прорастала сквозь булыжник петербургских мостовых.
В советское время родилась Ленинградская онтологическая школа. Её признавали даже в Москве! Её положения вошли в учебники. Здесь появились «петербургские фундаменталисты: они считают, что тезисы демократии «обессмыслились и превратились в заклинания».
Вот и очередные «Дни петербургской философии» – уникальное мероприятие для научной и культурной жизни не только Санкт-Петербурга. Событие международного значения, собирающее деятелей в области философии и смежных дисциплин.
Традиция продолжается. Из Петербурга – всегда новое!