Максим Замшев
Александр Журавский. Альтернатива.
– М: Рипол-Классик, 2025. – 816 с. – 10 000 экз.
Размышляя о романе Александра Журавского «Альтернатива», понимаешь, что его трудно оценить по какой-либо шкале, тем паче с чем-нибудь сравнить. Это совершенно самобытное авторское высказывание, протяжённое, увлекательное, выстроенное по всем канонам лучших образцов политического триллера.
Роман такого объёма написать по определению трудно. И дело даже не в количестве усилий, трудно избежать некоего торможения, необходимого на длинном пути автору, но не всегда нужного читателю. Преодоление писательского удобства – первый шаг к сердцам публики, той публики, что не дура и способна вступить с творцом в диалог. Журавский нигде не позволяет себе углубиться в самолюбование, в череду красивых, но не нужных фраз. Всё подчинено общему замыслу, общей вере.
Роман затягивает. До конца не отпускает. Но это не жанровая литература. Это серьёзный текст, где остросюжетная интрига только один из движущих механизмов. Написан роман не для интриги, а для того, чтобы заглянуть в будущее, предложить читателям свою его версию, перемешать прошлое, настоящее и будущее так, что текст выглядит пророческим.
Журавский начинает лихо. Сразу обозначая временной разброс, тут и первые дни СВО, англичане, спешно сворачивающие свои биолаборатории под Харьковом, и 2033 год, когда многие тревожащие человечество узлы развязались. Россия – одна из влиятельных стран в мире, в США к власти приходит Илон Маск, а искусственный интеллект занял в жизни человечества огромное место.
Главный герой романа, Кирилл Ратников, сотрудник спецслужб, пробывший в коме 11 лет и благодаря экспериментальному лечению вернувшийся к жизни. По ходу действия становится понятно, что удивительное его возвращение только начало его головокружительных приключений.
Сразу хочется отметить два важных обстоятельства. Первое: в головокружительных сюжетных поворотах Журавский силён, но для него главное не острота, а понимание причин, побуждающих героев совершать те или иные вещи. И протагонисты, и антагонисты действуют ради идеи, мы видим в них не «джеймсов бондов», а живых людей, сложных, умных, и это возвышает текст, придаёт ему многовекторность. Второе: автор фундаментально образован, опирается на своё знание мировой истории, поэтому в его сюжетных идеях ни капли волюнтаризма, всё продумано и оправдано. В жанре «романа о будущем» это особенно значительное достижение, поскольку соблазн шарлатанства тут всегда велик. Скрупулёзность подхода подтверждает и большое количество сносок. Это помогает читателю правильно собрать непростой пазл вместе с автором. Удивительно, но, несмотря на действие, происходящее в будущем, ловишь себя на мысли о документальности романа. Автор много изучал, по всей видимости, язык современной подачи контента и многие стилистические приёмы внедрил в структуру большого художественного романа. Синтез получился успешным.
Восхищает знание в деталях особенностей политической жизни Британии и США. Это знание в романе не наукообразно, каждая деталь вкраплена в художественное полотно. А деталей много. Они позволяют представить героев и обстоятельства, читатель словно входит внутрь картинки. Это признак большого изобразительного мастерства.
Не откажешь автору и в юморе. Рисуя победоносное для России будущее, он не впадает в глупый восторг. Политические изменения в 2033 году Журавский показывает через действие, иногда восхитительно смело, даже карикатурно, но это весьма действенный художественный приём: «Владимир Владимирович, Вам второй месяц не может дозвониться глава Евросоюза. Говорит, важный срочный разговор... Соединить?
– Насколько я помню, Евросоюз самоупразднился ещё три года назад.
– Так точно, но это – глава ликвидационной комиссии ЕС.
– Какой неугомонный… Ну, соедините…
На большом загоревшемся отечественном цифровизоре от VK с сертификационной голографической наклейкой ФСО появилось сияющее лицо счастливого Макрона: Bonjour, Vladimir Vladimirovich! Je vous ai enfin contacté! (Добрый день, Владимир Владимирович! Наконец-то я дозвонился до Вас!)»
Или вот такой пассаж: «На улицах Нью-Йорка уже многие годы господствовали этнические банды, агрессивные мигранты, наркодилеры, зловонные помойки и сомнительного содержания стрит-арт. Молодая красивая белая женщина, выходящая из «Уолдорф-Астория», сразу становилась потенциальной жертвой насилия».
Сюжет романа изощрён. Это не обычный экшен, интрига развивается интеллектуально, игра разведок друг с другом – это сложнейшие уравнения со многими неизвестными, которые превращаются в известные только в самом конце. При огромном числе персонажей ни один неслучаен, не выписан ради заполнения человеческого пространства текста. Каждый – это шестерёнка в сложном композиционном механизме. В конце не один, несколько сюрпризов.
Отдельно стоит сказать о ключевых характерах. Здесь Журавский работает полностью в традициях психологического реализма, выводя героя не таким, как нужно для движения прозы, во всех сложностях характера. Очень ёмок, противоречив и трагичен образ поэтессы Евы Домбровской. Здесь много лирического контекста, красивых теплых описаний. Именно разрабатывая этот образ, Журавский до предела индивидуализирует речевые характеристики. Именно у этой героини, в силу её поэтического таланта, речь порой важнее поступков. Этот образ самый сложный, он как будто не из этого жанра… На него обращаешь внимание, ждёшь, когда он снова появится. Каждая встреча с Евой на страницах романа воспринимается как встреча с живым человеком, так детально, с таким психологическим знанием женской натуры автор её описывает.
Думаю, этот роман будет иметь долгий успех. Почему? Учитывая все вышеперечисленные мной его особенности, отметим ещё одно обстоятельство, редкое в наше время в культуре. Автор в своём замысле и в последующем его воплощении предстаёт нам человеком, напрочь лишённым цинизма. В чём это выражается? В романе мы не видим ни капли расчёта, попытки соответствовать формату, пресловутым навязанным неизвестно кем велениям времени. Наоборот, он с мальчишеским творческим пылом бросает вызов всему и вся. Он рисует близкое будущее, зная: не факт, что оно будет таким, но это его версия уже существует в его романе, и она также вклад в победу. Часто бывает в России: нечто появляется сперва в умах писателей, а потом воплощается в жизнь. Он пишет огромный роман в эпоху, когда все зациклены на коротких форматах, он синтезирует жанры, когда издатели ничего не испытывают, кроме скепсиса, только слыша слово «синтез», и, наконец, он помещает в текст кучу отступлений, которые должны были тормозить действие, но в итоге они его только ускоряют. Он не боится сделать Илона Маска президентом США, потому что знает, что в литературе талантливым людям позволяются любые гипотезы. Он искренне верит в Россию. Эта вера помогает ему создать уникальное полотно. Он рискует и не боится проиграть. Он образованный дотошный человек, который смог свою дотошность превратить для читателя в увлекательность постижения своей правды.