Режиссёр Кевин Макдональд получил «Оскара» и много других наград за документальные фильмы, его имеющий документальную основу «Мавританец» пополнил серию американских «перестроечных», то есть резко критикующих государственное устройство и устои США, кинолент. На этот раз кинематографисты обрушились на судебную и пенитенциарную систему страны. Конкретно беззаконие, творящееся на американской базе Гуантанамо, где в отвратительных условиях содержатся, подвергаются пыткам и умирают люди, подозреваемые в причастности к организации терактов 11 сентября.
Многим из узников годами не предъявлялись обвинения. Одному из них, впоследствии написавшему книгу о своих многолетних мытарствах, посвящён фильм «Мавританец». Главную мужскую роль, якобы террориста Мохаммеда, играет Тахар Рахим, главную женскую роль – оскароносная Джоди Фостер. Глава группы адвокатов Нэнси в конце концов вытаскивает его из тюрьмы, на что понадобилось много лет, а роль прокурора, поначалу намеренного засудить Мохаммеда, а потом отказывавшегося от обвинений, исполнил много снимающийся в последнее время Бенедикт Камбербэтч.
Никаких доказательств того, что Мохаммед вербовал террористов-смертников, у следствия не было – только косвенные улики. Однако при помощи физического и психологического давления, всевозможных угроз (вплоть до того, что на базу привезут его мать и изнасилуют) мучителям удалось добиться признательных показаний. То есть всё самое отвратительное, в чём правительство США обвиняло своих «нецивилизованных» конкурентов, здесь происходило и происходит до сих пор.
В фильме показано, как трудно адвокаты налаживают общий язык с затравленным, измученным мавританцем, он учился в Европе и до своего похищения хорошо относился к Западу и США, но после месяцев и даже лет истязаний он никому из американцев не верит, и сколько терпения и сил потребовалось, чтобы постепенно доверие наладилось. Благодаря сотрудничеству обвиняемого с защитой, их мужеству и стойкости обвинение рассыпается.
В эпилоге мы узнаём, что прототип Мохаммеда выйдет из тюрьмы не сразу, а ещё через восемь лет (!) после того, как Нэнси сдвинула дело с мёртвой точки, спасая несчастного от смертной казни. За это время он настолько сблизился с сотрудницами Нэнси, что женился на одной из них. В финале мы видим реального героя на свободе. В отличие от сыгравшего его актёра он совсем не похож на террориста, в финале он поёт песню Боба Дилана, да и похож на него.
Справедливость вроде бы восторжествовала, но сколько лет невиновный человек провёл в жуткой тюрьме! И сколько ещё якобы террористов сидит в Гуантанамо без предъявления обвинений. То есть обычного для американского кино радужного финала, в котором американское правосудие после отчаянной борьбы всё же побеждает, нет.
Вспомнился фильм, где действие происходит тоже в Гуантанамо и тоже вершится правосудие, – «Несколько хороших парней» (1992) с участием Тома Круза, который сыграл молодого военного адвоката, сумевшего привлечь к суду поощрявшего дедовщину заслуженного полковника, командующего войсками на базе в Гуантанамо. Полковника великолепно сыграл Джек Николсон. В финале после мощно сыгранного психологического сражения неопытного, но талантливого юриста с матёрым воякой безусловно побеждало американское правосудие, справедливость торжествовала. Зло было наказано, и американский флаг реял над всем миром. Замечательный духоподъёмный фильм. А вот в «Мавританце» зло не наказано, с огромным трудом восстановленная справедливость в частном случае не завершает счастливо ленту, а обнаруживает огромный масштаб проблем в будущем. Становится страшно от осознания того, что это государство разрешило себе любое беззаконие в отношении тех, кого всего лишь подозревает во враждебной деятельности. И в связи с этим возможно ещё море несправедливости, и не только в Гуантанамо, где, несмотря на обещания президента Обамы и на все усилия адвокатов, сидят десятки невиновных и непричастных. И это не домыслы человека, ненавидящего «американский империализм», а напрямую следует из фильма, созданного самими американцами.
P.S. Любителям хорошего американского кино рекомендую также недавно вышедшие в России фильмы (их также легко найти в Сети), художественно более совершенные, чем «Мавританец», но тоже относящиеся к разряду «перестроечных». Это – криминальная драма с мощным социальным зарядом «Аферистка» (исполнительница главной роли Розамунд Пайк недавно удостоена «Золотого глобуса»), блестящая чёрная комедия «Дать дуба в округе Юба» с оскароносной Дженни Эллисон, а из разряда авторского кино – удостоенная венецианского «Золотого льва» и американского «Золотого голобуса»«Земля кочевников» с замечательной Фрэнсис МакДорманд, которую киноманы помнят по «Четырём билбордам». О них мы обязательно напишем.