Жил на свете Таракан… Стихи Достоевского и его персонажей. Витязь горестной фигуры…
Достоевский в стихах современников / составление, подготовка текста, примечания, послесловие Б.Н. Тихомирова. М. БОСЛЕН 2017 240 с. ил. 2000 экз.
Книга «Жил на свете Таракан» объединяет в себе все известные на данный момент стихотворные произведения, написанные Достоевским: это и семипалатинские оды, и сочинённая совместно с супругой «Абракадабра» – «литературная чепуха», и даже эпиграммы и стихи на случай. Ну и, конечно, все стихотворные опусы героев его романов: от едкой эпиграммы на князя Мышкина до трагикомической поэзии влюблённого Лебядкина. В книгу также вошла стостраничная статья-послесловие достоевсковеда Бориса Тихомирова «Достоевский стихотворный», в которой подробно и основательно анализируются все поэтические произведения классика.
Все стихотворения в сборнике напечатаны по автографам и снабжены подробными комментариями.
Открывают книгу оды Достоевского – вероятно, наиболее противоречиво оцениваемые исследователями и критиками произведения писателя: в то время как одни обвиняют Достоевского в верноподданничестве и попытке подольститься к царской семье, чтобы заслужить прощение, другие находят в них искренний патриотизм и подлинно христианские мотивы:
Спасёмся мы в годину наваждений.
Спасут нас крест, святыня, вера, трон!
У нас в душе сложился сей закон,
Как знаменье побед и избавлений!
Мы веры нашей, спроста, не теряли
(Как был какой-то западный народ);
Мы верою из мёртвых воскресали,
И верою живёт Славянский род.
Мы веруем, что Бог над нами может,
Что Русь жива и умереть не может!
(На европейские события в 1854 году)
Исследователь Борис Тихомиров занимает промежуточную позицию в спорах об этой части творческого наследия Достоевского и пишет об этом так: «Расчёт на то, что публикация его патриотических стихотворений может в дальнейшем способствовать получению Достоевским права печатать свои литературные сочинения, у него, бесспорно, был. Но это нисколько не ставит под сомнение искренность выраженных в них чувств и убеждений».
Но если семипалатинские оды нам худо-бедно удаётся связать с привычным мрачным образом Достоевского, то часть «Пародии, эпиграммы, стихи на случай» открывает читателю малоизвестную сторону личности и таланта писателя – Достоевского-насмешника.
В книге приводятся воспоминания племянницы классика М.А. Ивановой, свидетельствовавшей, что Достоевский «любил подмечать слабые или смешные стороны кого-нибудь из присутствующих и забавлялся, преследуя шутками, экспромтами свою жертву». Можете ли вы представить себе каламбурящего автора «Братьев Карамазовых»?..
И тем не менее страницы его записных книжек действительно хранят сатирические стихи, а его колкие эпиграммы по памяти воспроизводятся современниками.
Ярким примером может стать едкая пародия на стихотворение поэта-демократа И.И. Гольц-Миллера «В сердце грусть тяжёлая», в которой высмеивается образ «гражданских слёз»:
В долину слёз гражданских
Ударила гроза,
У всех сирот казанских
Заискрилась слеза.
И так обильны слёзы,
Что вышел целый пруд.
Ударили морозы,
Каток устроен тут.
И ездят офицеры,
Студент, поэт, хирург,
Салонные моншеры,
Заезжий праздный турк.
Вторую часть книги «Рыцарь горестной фигуры» составляют стихи современников о Достоевском: хвалебные и насмешливые – прижизненные, исполненные глубокой скорби – посмертные. Свои произведения посвящали писателю Некрасов и Анненский, Буренин и Минаев, Полянский и Надсон.