Две недели Первый канал мучил публику татаро-монгольским игом
Перед каждой серией «Золотой Орды» титры предупреждали, что к реальным событиям русской истории сериал отношения не имеет. И действительно – никакого. А к искусству?
В сериале (режиссёр Тимур Алпатов, автор сценария Ольга Ларионова) заняты известные актёры. Они стараются, и некоторым удаётся достойно выйти из положения, но... Такое ощущение, что первоначально всё было размечено серий на шесть, но в последний момент великий хан Первого канала приказал своим верным нукерам делать шестнадцать. И они послушно стали тянуть резину. В «Золотой Орде» – всё медленно, медленно интригует амбициозная красавица-княжна Устинья (Юлия Пересильд) – муж её оказался каким-то тютей – приходится ей самой проявлять инициативу. Чтобы «пойти на повышение», она обращает на себя внимание важного молодого монгола, тот клюёт, вследствие чего аппетитная Устинья попадает в Орду и постепенно становится наложницей хана Менги-Тимура (кстати, такой хан в истории Орды был!). Он медленно поддаётся её чарам и не спеша начинает интриговать сам. И успешно, потому что все соперники в борьбе за высшую власть ещё менее поворотливы.
Так идёт за серией серия. После смерти хана Берке (тоже реальный персонаж, зачем в сериал, где всё от начала до конца выдумано, пихать реальные исторические фигуры? чтобы позлить историков?), который начинает болеть с самого начала фильма и медленно умирает в последней серии, а главой «всея Орды» постепенно становится Менги-Тимур (Санжар Мади). В сериале много линий. Прелестная, женственная Настенька (Карина Андоленко) быстро переодевается русским витязем, но очень медленно идёт в Орду, чтобы очень долго вытаскивать оттуда своего мужа (а почему он сам сбежать не смог?), и там до последней серии ни один хан, ни один нойон не догадывается, что она не воин-богатырь, а женщина, настоящая русская красавица – очень там все медленные. Такие, что русскому богомазу Николке (Сергей Соцердотский) удаётся влюбить в себя и увести у тормозного хана Берке (Рамиль Сабитов) его молодую жену Айжан (Дина Тазбулатова). В финале влюблённые решают бежать из Орды, но почему-то не на Русь, где Николка расписывал соборы и был уважаемым человеком, а куда-то к морю, в дальние страны. Видимо, тоже голова у них плохо и медленно варит, за пределами Руси и Золотой Орды Николка с красавицей Айжан – беззащитные чужеземцы и неминуемо попадут в рабство к кочевникам.
Наивный зритель мог предположить, что сериал будет посвящён борьбе русичей с татаро-монгольским игом? Но разве такое может быть на Первом канале? Здесь никакой борьбы, только вассальная покорность по отношению к монголам и интриги во внутренней русской жизни. Сплошные предательства и измены: Ярослава (Александр Устюгов) предаёт родной брат Борис (Артур Иванов), но тоже делает это долго и нудно, как в замедленной съёмке, потом – чуть быстрее, но тоже медленно его предаёт старший сын, однако и сам князь горазд предавать: при красавице-жене (Светлана Колпакова) он медленно влюбляется в монгольскую наложницу Наргиз, в которую уже влюблён воевода Еремей (что в этом сериале делает Сергей Пускепалис? жалко артиста), но, поев в Орде недостаточно прожаренного мяса (такую причину болезни диагностируют в окружении князя), Ярослав заболевает и медленно умирает.
Зачем сделана эта очень дорогостоящая мура, да ещё не имеющая никакого отношения к русской истории? Мало Первому каналу невнятного «Викинга»? «Орда» ещё хуже. И рейтинга нет. Зачем в то время, когда против России ведётся тотальная информационная война, показывать такие занудные, пораженческие фэнтези?