В городе Белёве, что в Тульской области, есть скромная памятная доска, посвящённая Петру Ивановичу Коростелёву. Она установлена на мемориальной стене «Слава белёвцам – Героям Советского Союза».
Он родился в семье машиниста. Отец Коростелёва обожал свою работу и гордился ею. Поэтому сыновей в будущем видел только железнодорожниками, о другом и помыслить не хотел. И Пётр, окончив шестилетку, пришёл работать в Белёвское паровозное депо. Точно так же, как и пятеро его братьев. Конечно же, все представители династии Коростелёвых трудились на совесть. Пётр стал слесарем в механическом цехе, а потом помощником машиниста. Познал, почём хлеб на железной дороге.
В 1940 году его призвали в армию – в войска НКВД. Когда началась война, он был не в состоянии оставаться в тылу или запасе. Не такой характер. Можно даже не сомневаться: если бы его направили куда-нибудь в далёкий резерв – он сбежал бы на передовую. Сердце не выдержало бы простой мысли, что другие погибают, пока он держится в стороне.
С лета 1941-го Коростелёв сражался на фронтах Великой Отечественной. Без передышек, без отпусков домой, которые, как вспоминали многие фронтовики, бывают у бойцов только в фильмах. Всю войну – в сержантском составе, в солдатском строю. Как удалось выжить? На этот вопрос никто из прошедших войну обычно не может ответить точно. Иногда – вспоминая поговорку (а на самом деле – строчку из песни Алексея Суркова): «Смелого пуля боится». Порой это правило на самом деле действовало.
Великая Отечественная – ежедневное перенапряжение. Поединок с врагом, со смертью. 23 сентября 1943 года для Красной армии не было более важного и немыслимо трудного дела, чем форсирование Днепра. Сержант Пётр Коростелёв командовал отделением 569-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта. Немецкие стервятники кружили над переправой, усиленно бомбили её, снайперы обстреливали с противоположного берега, оттуда же враги останавливали наших бойцов ливневым огнём из пулемётов. Сержанту пришла в голову идея: пока враг сконцентрировал всё внимание на основном направлении, можно форсировать реку несколько правее – и ударить ему в тыл.
«Если вас обнаружат – расстреляют всех до одного. Ты понимаешь, какой это риск?» – спросил командир.
Но в той ситуации обойтись без риска было нельзя.
Гитлеровцы заметили отделение Коростелёва, когда берег уже был близок. Нашим солдатам удалось укрыться за крутым склоном. Немцы думали, что отделение движется на сближение с основными силами, а Коростелёв приказал своим бойцам обходить врага справа, увеличив маршрут ещё на несколько сотен метров. По дороге красноармейцам удалось холодным оружием заставить навсегда замолчать немецкого снайпера. Теперь их задачей было выбить немцев с высоты: оттуда палили по переправе пулемётчики.
Коростелёв первым пополз в атаку, карабкаясь по каменистому склону. За ним – отделение. Врага удалось застать врасплох. Всё прошло как по нотам. В германские окопы полетели гранаты. Немногим немцам удалось живыми скатиться с той высоты. На их позициях закрепился Коростелёв со своим поредевшим отделением. Они форсировали Днепр одними из первых! Замолчали гитлеровские пулемёты – и веселее пошла переправа.
Наверное, если бы не опыт нескольких лет войны, опыт прорывов и отступлений, не удалось бы так чисто выполнить дерзкое задание, которое Коростелёв, по существу, дал себе сам. Закрепляясь на плацдарме, он несколько раз поднимал отделение в штыковые атаки. Высоту коростелёвцы отстояли. Но Пётр Иванович после этого боя оказался в госпитале.
Сколько таких подвигов на войне осталось незамеченными, но Коростелёву повезло: командование оценило его отвагу и боевую смекалку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за «мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками» сержант Пётр Коростелёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1236.
Сержант Пётр Коростелёв
Он не остался в армии в мирное время. Вернулся на железную дорогу – по завету отца. Окончил курсы при Московском институте инженеров транспорта. После этого почти сорок лет работал начальником поездов. К руководителю с «Золотой Звездой» Героя на груди прислушивались с особым уважением. Он стал заслуженным работником транспорта, добавил к своей военной награде орден Трудового Красного Знамени. Руководил поездной бригадой скорого поезда № 02/01 Москва – Владивосток, который в 1966 году получил имя «Россия».
Потомственный железнодорожник, он знал о своей работе всё. Решительный и неустрашимый на фронте, на гражданской службе Пётр Иванович отличался тактом, к людям относился бережно. Уважал профессионалов, знатоков новых технологий. Много лет он жил в Москве. Не сдался в трудные постыдные девяностые, когда многие от отчаяния продавали свои боевые награды. Не мог смириться с тем, что творилось, не предавал свою правду. Он постарел, как и все фронтовики, но в его глазах нет-нет да и вспыхивали молодые огни, отражавшие время, когда молодой Пётр Коростелёв командовал отделением, которому всё было нипочём. Так он и шагнул в ХХI век, несмотря на ранения и недуги. А в памяти всё так же он шёл на пулемётный ливень, крича: «Отделение, в атаку!» И слышал свистки паровозов, с которыми сроднился за десятилетия. И видел отца, который всегда аккуратно причёсывался и надевал отглаженную рубаху, прежде чем занять место в будке машиниста. Перелистывать страницы героической жизни – что может быть достойнее? Найдутся ли преемники у такого героя – по силе духа, по стальному характеру и доброму сердцу? Именно эти слагаемые сделали Петра Ивановича Коростелёва непобедимым.
Форсирование Днепра