Мы продолжаем публиковать поступившие к нам отклики на сериал «Зулейха открывает глаза», который прошёл на канале «Россия 1», как говорят рейтинги, исключительно хорошо. И действительно, сериал посмотрели миллионы зрителей. Но с какими чувствами и мыслями – хорошими или не очень? Своё мнение по поводу экранизации романа Гузели Яхиной высказывает народный артист России, актёр, режиссёр и общественный деятель Евгений Герасимов.
Ко мне, как председателю Московской организации Союза кинематографистов РФ, председателю комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям, поступают обращения телезрителей, а также общественных организаций, в частности такой уважаемой, как ЦРО «Духовное собрание мусульман России», с рядом претензий по содержанию телесериала «Зулейха открывает глаза», который демонстрировался на канале «Россия 1».
Сериал «Зулейха открывает глаза» разочаровал.
В истории, рассказанной по телевизору, исчезла индивидуальность авторского взгляда на ГУЛАГ – взгляда женского.
Зулейха – главная героиня романа – забитая мусульманская женщина, живущая по законам шариата и считающая их нормой (мужем битая, свекровью замученная), через нечеловеческие страдания обретает для себя новый мир и внутреннюю свободу. Из забитого существа она превращается в мыслящего человека с чувством собственного достоинства, освобождается от суеверий и берёт судьбу в свои руки.
Главный герой (начальник поселения) в этих же условиях разочаровывается в своих идеалах. Идеалист, слепо верящий в коммунизм, он открывает для себя изнанку происходящего. Низость, корыстолюбие, примитивность власть имущих, их безнравственность и насилие. Их любовь, вопреки обстоятельствам, по-новому решает вечную тему искусства – палач и жертва. Но они – оба жертвы.
Ничего подобного нет в сериале. Исчез нерв. Две первые серии откровенно вялы и вторичны. Всё это уже было раньше: раскулачивание, насилие, беспредел. Злая свекровь, муж – примитивный, жёсткий – то, что раньше называли «типичный кулак», непонятны психологические мотивы отношений внутри семьи. В дальнейшем интенсивность действия увеличивается, но только за счёт острых эпизодов (с медведем, рождение ребёнка и т.д.). Особенно неудачны роли отрицательных персонажей – это уже повторение прошлого. Откровенно неудачен конец. По логике вещей он должен быть открытым, ведь впереди у героев совсем другая жизнь.
Это моё сугубо личное мнение… Возможно, в связи с вышесказанным и возникли многочисленные претензии зрителей, хотя также есть и сторонники этого сериала.