В Екатеринбурге вышла книга, посвящённая народной артистке России Галине Умпелевой. Уникальные фото и документальные материалы собрали сотрудники и сам лично Николай Коляда, драматург, режиссёр, актёр, создатель и руководитель «Коляда-театра». Такие редкие книги – настоящий подарок истинным театралам и поклонникам великой уральской актрисы.
Век актёрской славы недолог. Кто сегодня может вспомнить великих магов сцены – например, Анатолия Кторова или Аллу Тарасову? Кучка помешанных на театре зрителей. Да что Тарасова! Уже и Михаила Ульянова, Николая Гриценко и даже Анатолия Папанова мало кто помнит из нынешних театралов. Время неумолимо, к сожалению, оно стирает из памяти не только актёров, но и великие образы, ими когда-то созданные.
Галина Умпелева – звезда Свердловского театра драмы в 60–80-х годах. На спектакли с её участием попасть было решительно невозможно. Мне было 14 лет, когда родители решили: хватит бегать в ТЮЗ, пора выходить в серьёзные театры. И отец подарил мне билет на спектакль «Орфей спускается в ад» в свердловскую драму. Не самый подходящий спектакль для четырнадцатилетней девочки, но он попал в точку. Вернее, в самое сердце. Душа не просто страдала и плакала всё театральное действо: она ныла болью ещё несколько дней настолько, что я отправилась на этот спектакль ещё раз. Всего я посмотрела «Орфея...» не менее 20 раз, именно с него началось моё серьёзное увлечение театром – и на всю жизнь.
Галина Умпелева играла главную женскую роль – несчастной провинциальной женщины из Мемфиса, которую насильно выдали замуж, которая покорно несёт свой крест до тех пор, пока в её доме случайно не появляется молодой человек по имени Вэл. Лейди нанимает его в дом помощником. Он совершенно непохож на тех, кто окружал женщину раньше, непохож на жалких жителей заштатного южного городка. Вспыхивает не просто любовь, случается то, что редко бывает в жизни: встретились две родственные души, и расстаться они не в силах.
Я до сих пор помню малейшие нюансы спектакля. Вот Лейди прикасается с трепетом к гитаре пока незнакомого гостя – глаза её светлеют, меняется выражение лица. Вот она прижимает к себе его странную куртку из змеиной кожи – и её лицо оживает, светится странным, глубоким светом. Зал в это время не дышит!
В одном из интервью Галина Умпелева назвала «Орфея...» своим любимым спектаклем. Удивительно, но и вторая её любимая роль тоже написана Теннесси Уильямсом – это Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание». Видимо, эстетика великого драматурга была близка самой Умпелевой, этот бесконечный поиск самой себя в жестоком и лживом мире…
В 1974 году Свердловский театр драмы гастролировал в Москве со спектаклем «Трамвай «Желание». Однажды после спектакля Галину Умпелеву вызвали в директорский кабинет и сказали, что с ней хочет познакомиться некая американка. Это была Барбара Изард, в прошлом известная театральная актриса, которая сама много играла Уильямса и хорошо знала его творчество. И вот что рассказывает Галина Умпелева в одном из своих интервью:
«…Когда я вошла, она говорит: «Это что-то потрясающее. У меня было такое впечатление, что вы – моя соседка по Мемфису (все действия пьес драматурга происходят именно там. – Прим. авт.) Манера держаться, манера разговаривать, манера двигаться – то есть просто вы из нашего штата!» Это было очень удивительно, ведь я об этом ни одной секунды не думала. Я просто и думать не могла, потому что не знаю, как там всё происходит. Я этого не видела. Она посвятила мне новую главу в своей книге «Уильямс на русской сцене». Это приятно, конечно».
Актёрская жизнь Галины Умпелевой сложилась удачно. Она была звездой театра много лет и переиграла весь классический и современный репертуар. Мне довелось видеть её ещё в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. И я выскажу, наверное, крамольную мысль, но блистательная Юлия Борисова в Театре имени Вахтангова не смогла в моём сознании затмить Гелю Галины Умпелевой. В свердловском театре это был спектакль не просто про то, как политика разрушила счастье и любовь, а о том, как достойная женщина полюбила совсем не достойного её мужчину…
В 2011 году актрису отметили и в Москве: за выдающиеся театральные работы она была награждена премией «Золотая маска». Галина Умпелева ушла из жизни в 2014 году.
И слава Богу, что среди её поклонников и почитателей оказался Николай Коляда, очень тонко чувствующий и понимающий театр и театральную сцену. Его усилиями были собраны и оцифрованы все записи театральных постановок с участием Галины Умпелевой (их немного, к сожалению, и они неважного качества, но и «Орфей...», и «Трамвай...» сохранились). «Коляда-театр» собрал и издал тиражом в тысячу экземпляров книгу «Галина Умпелева – народная артистка России», в которой собраны уникальные фотоматериалы актрисы, театроведческие работы, рецензии и интервью с ней (автор-составитель Н. Пащенко, издатель – «Коляда-театр»). В прошлом году книгу выдвигали на премию имени Бажова в Екатеринбурге, но, к сожалению, она ничего не получила. И это несправедливо – невероятно большой труд и любовь вложены в это издание.
А главное – книга продлит память о великой царице уральской сцены. Она была уникальна и неповторима, как всякий большой талант.