Молодые поэты объединились под одной обложкой
«Поэзия – дело молодое!» – сказал классик. Нельзя не согласиться. Хотя пример Тютчева и других «великих стариков» подтверждает, что писание стихов не зависит от возраста. Впрочем, это вопрос дискуссионный. А сегодня речь идёт именно о «молодой» литературе, поэзии молодых авторов.
Для пишущей молодёжи сейчас имеются большие возможности для творческого роста, для учёбы, для обучения литературному ремеслу – всероссийские «Липки» и «Таврида», фестивали и конкурсы, семинары и мастер-классы и так далее. И всё-таки главное, на мой взгляд, – самообразование, оно стоит в основе становления будущего художника. Подсказка более опытных собратьев по перу необходима, без этого можно и не найти себя, пойти по неверной дороге, запутаться в сетях модернизма. Но от начинающего автора требуется, мне кажется, прежде всего понимание того, чем он вздумал заниматься. Смешно, когда молодой человек, составивший в рифму несколько строчек, объявляет себя поэтом. И отрадно, когда юноша или девушка, краснея от смущения, протягивает тебе листок с текстом в столбик и просит оценить написанное, предупреждая, что он/она ещё «не волшебник, а только учится».
Нет нужды говорить о том, что писательству, как и всякому ремеслу, следует учиться. И чем раньше, тем лучше. Конечно, уж «если этот зуд проснулся…» (Есенин).
У меня в руках коллективный сборник молодых ярославских поэтов с изящным названием «Октава». Художнику Владимиру Петрову, автору обложки, удалось с помощью простой гуаши отразить содержание, глубинную суть небольшой по объёму книги, вышедшей в ярославском книжном издательстве «Аверс Плюс».
Третий год при ярославском отделении Союза писателей России работает молодёжный литературный клуб «НЛО» (Новое Литературное Объединение), руководит которым молодой, но уже уверенно заявивший о себе поэт Егор Радостин. Он и составлял сборник. В творческой упряжке с ним – Владислав Шашкин и Оксана Сабурова. Но вряд ли книга получилась бы столь добротной во всех отношениях, не будь опытного и талантливого наставника, члена Союза писателей России Анатолия Смирнова.
К слову сказать, в «НЛО» в своё время выступали и делали разбор стихотворений своих молодых коллег по творческому цеху известные поэты, кроме Анатолия Павловича, Евгений Чеканов, Тамара Пирогова, Владимир Серов, Николай Гончаров и другие. Ребята и сейчас не отказываются от общения с мастерами, но, похоже, пришло время, когда они в своём тесном кругу чувствуют себя более уверенно и раскованно, строго и принципиально подходя к процессу самообразования.
Сборник вышел в канун юбилейного Всероссийского Некрасовского праздника поэзии в Карабихе, и авторы имели честь вручить своё детище прославленным мастерам художественного слова из Москвы и других городов России, получив лестные отзывы.
«Октава» имеет подзаголовок – «НЛО: Полёт второй». То есть это уже второе издание собраний сочинений молодых ярославских поэтов.
Открывает сборник стихотворная подборка Егора Радостина. С первых же строчек совершенно ясно, что перед нами состоявшийся поэт, со своим голосом и манерой письма. Егор – не новичок в литературе, печатался в престижных журналах и газетах, коллективных сборниках, представлял нашу писательскую организацию на различных творческих форумах. Здесь он предстаёт поэтом, обладающим великолепной поэтической культурой, владеющим всем арсеналом поэтических средств, но использующим их исключительно экономно.
Всё проходит, даже лето,
как ожог слепого счастья.
Коротка любовь поэта –
вечно бремя женской власти…
Неторопливый и вдумчивый читатель найдёт в стихах Егора Радостина много для себя интересного, приятного, неожиданного.
Надежда Кудричева в особом представлении не нуждается, известность её широка, популярность заслуженна. Она вся – порыв, полёт, вдохновение, песня. Таковы и стихи её. Кстати сказать, на её стихи написано множество песен известными композиторами, бардами. Надя – неутомимый пропагандист «святого ремесла», без устали проводит творческие вечера, встречи с читателями, литературные конкурсы, фестивали, слёты. Но в первую очередь она, конечно, поэт – тонкий, исповедальный, лиричный. Манеру письма Надежды вполне можно назвать классической, ей чужд авангардизм, давно наскучившие всем эксперименты и словесная эквилибристика.
От Солнечного ангела тепло,
светло и ясно даже в день морозный,
и холод ночи раздражённо-грозный
сметает золотистое крыло…
Совсем другая поэзия у Оксаны Сабуровой. Другая, но тоже – поэзия. И то сказать, будь она похожа на кого-нибудь из собратьев по перу, можно бы и засомневаться в её даровании, уличить в подражательстве, перепеве. Подражательство само по себе не является таким уж большим грехом, но, если ты показываешь свой, не похожий ни на кого, голос, это дорогого стоит. Она пишет просто, и у неё получается. Стихи сразу «вступают в реакцию» с душой читателя, вызывают отклик, что является несомненным признаком подлинного поэтического дара. Судите сами:
Целуй лицо, зима, коль так случилось,
что я попалась в круговерти чувств.
И влага на моих щеках как милость
желающих тепла холодных уст.
Или вот это:
Внутри меня горел и гаснул
и трепетал, как сотни птиц,
поющих весело и ясно –
огонь мной виденных зарниц.
Стихи Антонины Макрецкой не для беглого и быстрого прочтения. Их нельзя назвать простыми для понимания, но в них есть главное – искренность. Они неизменно «цепляют», если в них неспешно вчитаться. Они в меру философичны, что не мешает им быть высоко лиричными. Конечно, читатель сам во всём разберётся и выберет для себя то, что ему близко, что отвечает движению его души. Но я осмелюсь привести здесь всего лишь одну строфу из стихотворения «ОREШNИК».
А за окнами та же самая,
Неумелая сваха – Осень,
Оголяет ключицы… Главное,
Разглядеть в серой дымке просинь.
Люблю стихи Вии Кочневой – простые (но не простоватые), ясные, понятные, чистые, без всяких выкрутасов. Вот она предлагает свой взгляд на поэтическое творчество.
Поэзия – не радость, не покой, –
Мне не насытиться её духовной пищей!
То рифму дарит щедрою рукой,
То отбирает всё, оставив нищей.
А у кого не дрогнет сердце при прочтении этих строк:
Гори, гори, моя лампада,
Сверкай, божественная Русь!
На небесах дана награда
За то, что я тебе молюсь.
Браво! Думаю, тот, кто взял в руки перо, безоговорочно будет согласен с этой её трактовкой «езды в незнаемое» (Маяковский). Уверен, открывший книгу на подборке Вии Кочневой, с интересом прочтёт её стихи – «Дикорастущая страсть…», «Древние монахи – кипарисы…», «Ай-Петри», «Элегия грусти и искорки страсти…», «Волна серебряная слышит…» и другие.
Влад Ковальский – поэт своеобразный, ищущий, не чуждый эксперимента, новаторства, но, несомненно, – поэт. Некоторая юношеская разухабистость и максимализм не мешают разглядеть в нём автора с тонкой душевной организацией и чуткого к слову. И уже за это можно простить ему и порой слабую рифму, и сбой ритма, – дело-то не столь безнадёжное и поправимое. Отметил бы его стихи «Гламур идёт на баррикады», «Людмила», «Подруге», «Лунный обманчивый свет…», «Татьяна»… Впрочем, кому-то могут понравиться и другие стихи этого автора – как говорится, на вкус и цвет…
Стихи Елены Защёлкиной-Лебедевой органично вписываются в канву этого сборника, делают его более полновесным в смысле разнообразия форм и стилей.
Особо хотелось бы сказать о творчестве Арины Чирковой, самого молодого автора в сборнике. Конечно, здесь можно говорить и о литературной игре, но она у неё не от примеси разного рода «измов», а от детства, от незлого озорства. Станет ли поэзия для неё непрерывной нитью или останется уделом раннего возраста, пока неизвестно. Но очень бы хотелось, чтобы её звёздочка не потухла на отечественном поэтическом небосклоне, а заняла на нём подобающее место. Ведь нашей поэзии подчас недостаёт той незамутнённой естественности, которая так характерна для молодых авторов.
Восемь авторов представлены в книге, все они разные по характерам, стилям, жанрам, но это одна семья, единый организм, работающий чётко и слаженно, без сбоев, коллектив интересный и привлекательный.
Выпущенная небольшим (даже по нынешним, нелёгким для писателей временам) тиражом «Октава» оставляет очень благоприятное впечатление. Есть надежда, что сборник найдёт своего благодарного читателя.