В Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии столичный режиссёр Андрей Житинкин впервые в России поставил сочинение классика французской интеллектуальной драмы Жана Ануя «Бал воров» на оригинальную музыку Александра Пантыкина.
Рок-музыкант, легендарный создатель екатеринбургской группы «Урфин Джюс», обладатель премии «Золотая маска» композитор Александр Пантыкин написал музыку к «Балу воров» несколько лет назад. Так случилось, что тогда замысел не был воплощён. Но, как это часто бывает в театре, он просто-напросто ждал своего звёздного часа, той минуты, когда по необъяснимому стечению обстоятельств материал попадает в руки именно к тем людям, что способны оценить его, дополнить своими идеями и подарить жизнь. Этими творцами стали режиссёр Андрей Житинкин, поэт Михаил Бартенев, художник Андрей Шаров, дирижёр Андрей Алексеев и хореограф Владимир Романовский.
«Бал воров» – одна из ранних пьес Жана Ануя. Он написал её в двадцать три года, когда его серьёзное увлечение театром стало определять дальнейшую судьбу молодого человека. На первый взгляд комедия-балет (так Ануй определил жанр своей истории) всего лишь юмористическая зарисовка в стиле итальянской commedia dell’arte с постоянными переодеваниями и сменой масок. Сюжет сводится к тому, что шайка карманников орудует на одном из французских курортов и то и дело попадает в нелепые ситуации. Именно незатейливость пьесы и подсознательное желание автора абстрагироваться от действительности, скорее всего, и стали причиной того, что «Бал воров» не имел счастливой сценической судьбы, ведь он появился на свет в 1933 году, когда мир ещё в полной мере не осознавал, хотя уже предчувствовал неотвратимо приближающуюся трагедию Второй мировой.
Художник Андрей Шаров не привязывает визуальный ряд к определённому историческому времени. Главная примета – это гламурная яркость, сверкающий глянец в каждой детали. Действие разворачивается на фоне ослепительно красочной картинки словно из рекламного буклета – синее море, зелёные пальмы, разноцветные шезлонги, белоснежная яхта, что лениво проплывает на линии безоблачного горизонта. Счастливые отдыхающие плещутся в душе, гуляют по набережной, флиртуют. Хор и балет, облачённые в разноцветные костюмы, поют и танцуют, создавая атмосферу беззаботного праздника жизни для тех, у кого есть средства этот праздник себе позволить. Кто они? Бизнесмены, аристократы, лорды, леди, их родственники, знакомые и т.д. Все радостны, расслаблены, приятно утомлены морем и солнцем. Здесь-то и появляются «романтики с большой дороги». Вот воришка Гектор в образе привлекательного жиголо элегантно снимает с руки кокетливой красотки Евы дорогущее кольцо. Вот дама, приятная во всех отношениях, она же глава шайки Петер Боно, вытаскивает кошелёк у отдыхающего, а вот юная мадемуазель, она же Гюстав, попадает в руки подельников, которые ловко обчищают своего же коллегу. Всё безумно весело и необыкновенно смешно до той поры, пока сюжет не начинает стремительно раскручиваться. Ведь всё в этом мире блеска, богатства и роскоши – фикция, блеф, чудовищная ложь. И нет в искусственном раю ни одного человека, который бы был самим собой и не носил бы маску, а порой и не одну. Так милый водевиль превращается в захватывающий трагифарс.
Александр Круковский – Петер Боно
Спектакль этот – для самой широкой аудитории. Он принесёт удовольствие и поклонникам музыкального театра, и тем, кто любит драматическое искусство. В первую очередь в этом заслуга сильной труппы профессионалов Музкомедии, которые, искусно исполняя свои вокальные партии в игровых сценах, без хора, оркестра и балета не на шутку проживают жизни своих героев, раскрывая их характеры, темперамент, душевные переживания и решаясь на отчаянные шаги, делают нелёгкий выбор. Главной героиней становится леди Хэф в тонком и одновременно мощном исполнении Светланы Луговой. Она проводит героиню по всему лабиринту человеческих эмоций, в котором есть место и душевной опустошённости, и страху от неизбежно приближающегося увядания, и нерастраченной нежности и, конечно же, прорыву к собственным чувствам, выраженному в финальной арии «Беги, девочка моя…», исполненной актрисой чуть ли не на разрыв аорты. Юный Гюстав в страстном исполнении Александра Леногова заставляет зрителей пережить всю трагедию молодого человека, по воле судьбы ставшего вором-карманником, «отбросом общества», но встретив настоящую любовь, через страдания и борьбу с самим собой находящего силы стать человеком. Брутальный шалопай и балбес Гектор, которого Владимир Ярош изначально подаёт как этакого бесчувственного мачо, вдруг сталкивается с зарождающимся в нём чуждым и совершенно незнакомым чувством нежности к понравившейся девушке. И в финале, в партии «Сорвать бы маску, а что под маской? Я сам отвык от своего лица» артист выражает охватившие его отчаяние и страсть. Главарь банды аферистов Петер Боно в исполнении Александра Круковского – это совершенное владение артистом пластической и драматической формой, когда одно его появление в образе некой жуликоватой мадам вызывает шквал аплодисментов. Пахана арестовывает полиция, но его предельно искренний монолог, обращённый в зал, о ворах, имеющих деньги, власть и везение, заставляет зрителей проникнуться сочувствием к обаятельному и по-своему честному мошеннику. Виртуозно перевоплощаясь, Круковский в полной мере выражает саму суть трагикомедии, где смех и слёзы, музыка и драма дополняют друг друга. Александр Байрон в образе безучастного ко всему, кроме биржевых новостей, лорда Эдгара, в конце концов осознаёт, что, постоянно пряча лицо за листками финансовых ведомостей, пропустил свою единственную любовь. Племянницы леди Хэф Ева (Елизавета Олисова) и Жюльетт (Анастасия Лошакова), пройдя через все испытания, находят своё зыбкое и, может быть, недолгое счастье. А разорившийся, но не теряющий надежды любой ценой взять реванш бизнесмен Дюпон (Олег Флеер) остаётся в одиночестве, ведь его вечно послушный сын Дидье (Иван Корытов), постигший все премудрости бытия своего папаши, вдруг вырывается из-под его опеки и бросает в лицо отцу самые обидные обвинения. Надо заметить, что ария «Бежать…» очень трудная, но Иван Корытов исполняет её на одном дыхании.
Спектакль не состоялся бы без выразительной, а главное, артистичной хореографии Владимира Романовского и настоящих хитов, созданных композитором Пантыкиным и маэстро Алексеевым. По этой части «Бал воров» можно смело назвать рекордсменом среди российских мюзиклов. Практически у каждого героя есть своя тема, и эта тема – настоящий шлягер. Их, по крайней мере, десять, а что касается финального под названием «Что остаётся после нас», то публика слушает его в звенящей тишине, а потом эмоциональность зрительского восторга буквально зашкаливает. И в этом бесспорная заслуга поэта. Стихи Михаила Бартенева стали смыслообразующей величиной стильного, мудрого, эффектного и фантастически красивого во всех отношениях спектакля.
Жанна Филатова
Ева – Елизавета Олисова, Гектор – Владимир Ярош