Алексей Ларин. Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного. – М.: АСТ, 2021. – 832 с.
В начале этой сказки, а может, и не сказки, как пели в советском мультике, а вовсе бытовой драмы мальчика Кости с разведенными родителями – встреча с детским психологом по фамилии Бессмертный. И разговоры о том, как попасть в Лукоморье. А дальше начинается настоящий детектив и даже триллер.
Поскольку столичный генерал спецслужб, приехавший в провинциальный Волхов, приоткрывает завесу тайны, касающейся подозреваемого, того самого психолога. «Постукивая пальцем по фотографиям, Шмидт комментировал каждую из них. – Ессентуки, 1937 год, Павлов Сергей Валентинович. Москва, 1955 год, Рейнер Андрей Константинович. Горький, 1980 год, Коновалов Василий Васильевич. Разные люди. Разные города. Разные биографии. Одно лицо». И действительно, на старых фотографиях «мелькало в одиночку, в группе или в толпе лицо Бессмертного – в Петрограде 17-го, за спиной у Троцкого, в Киеве 33-го, в Кенигсберге 45-го, в Москве 53-го».
Волшебство, скажете вы, и будете правы. Ведь перед нами волшебная сказка, русское фентези с элементами всех вышеупомянутых жанров. Словом, не оторваться. «– Кощей Бессмертный и Баба-яга, Соловей-разбойник и Марья Моревна, Иван-царевич и Елена Прекрасная, Дед Мороз и Снегурочка – в этих знакомых с детства архетипичных образах и персонажах таится колоссальный нераскрытый потенциал и бездна загадок, начиная сразу с имени, – пояснял автор в одном из интервью. – Почему Кощей – Бессмертный, Баба – Яга, а Марья – Моревна? Куда делись родители Снегурочки? Почему царевна превращается в лягушку? Мне хотелось разгадать тайну этих героев, написать их историю и предысторию, раз уж толком ее нигде нет».
Итак, это история о волшебном мире, созданном гениальным Сказочником, и вышедшем из-под его контроля. В параллельном мире, а именно – потустороннем городе Волхове, что в Лукоморье – живут герои русских сказок, и все они состоят то в родстве с упомянутым Кощеем Бессмертным, то в иных «человеческих» связях вроде его однокурсника Соловья (Разбойника) и любовницы Елены (Прекрасной). Сам Кощей уже полвека живет в нашем мире, обитая в том самом Волхове, где у него и дом, и сад, в котором колодец-портал, через который, собственно и попадают в сказочное Зазеркалье. Он знавал всех именитых лиц русской истории – от Пушкина до Троцкого – и, набравшись мудрости, стал не просто бессмертным, а неуязвимым. И теперь вот работает детским психологом. Зачем, спросите? И волшебная книга у Кощея есть, где записаны «взрослые» версии русских сказок, и пускай в свое время он изгнан из Лукоморья, но война за его возвращение в романе уже идет. Нет одного – того, кто пронесет в его родной мир атомную бомбу, ту самую Книгу Третьего мира, из которой он вырвал финальные страницы, чтобы заморозить время и самому переписать сюжеты всех сказок, без автора.
«Бессмертный перешел на вкрадчивый шепот. – Что такого в этих сказках, от которых ты не можешь оторваться? Мальчишка вздрогнул. – Сказки? А при чём тут сказки? – Взрослые уходят от проблем в выпивку, в обжорство, в разврат, в экстрим. Куда уйти от своих проблем детям? Только в игры и в книги. Занятно, в какие книги ушёл ты. – Почему? – настороженно спросил Костя. – Сказки – это не самое странное, – Бессмертный отвечал словно бы не Костику, а каким-то своим мыслям. – Это приемлемый выбор. Хотя и нестандартный. Но в твоем возрасте «Гарри Поттера» читают обычно. «Властелина колец». Почему русские сказки? Мальчишка пожал плечами».
И пускай сказок сегодня особо не читают, но бессмертная гвардия их героев – и Садко, и Гвидон, и даже Колобок с Коньком Горбунком, не говоря уже о вышеперечисленных персонажах народной классики – переворачивает с ног на голову наши представления о знакомом жанре. Он затягивает в увлекательное путешествие всех участников этой истории, живущих в реальном мире – и мальчика Костю, и оперативников, попавших в сказку, и ее героев с персонажами, ратующим за и против возвращение Кощея. Они ссорятся и мирятся, плетут интриги и влюбляются, и даже Бессмертный оказывается не таким уж злодеем, мечтая вернуть Елену Прекрасную.
Но вот автор, как быть с ним, невидимым Сказочником, которого хочет убрать из этой драмы главный колдун Лукоморья? В чем его ошибка, вынесенная в название романа? Поможет ли он вернуться нашему мальчику домой, и будет ли этот дом прежним, если все в сказке изменится по велению Кощея? Об этом мы, наверное, прочитаем в продолжении истории, которое, как говорится, следует.
Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО