Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 27 декабря 2021 г.
Рецензия

Бессмертная гвардия, или В гостях у сказки

О книге Алексея ЛАРИНА «Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного» размышляет Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО.

27 декабря 2021

Алексей Ларин. Ошибка сказочника. Возвращение Бессмертного. – М.: АСТ, 2021. – 832 с. 

 

В начале этой сказки, а может, и не сказки, как пели в советском мультике, а вовсе бытовой драмы мальчика Кости с разведенными родителями – встреча с детским психологом по фамилии Бессмертный. И разговоры о том, как попасть в Лукоморье. А дальше начинается настоящий детектив и даже триллер.

Поскольку столичный генерал спецслужб, приехавший в провинциальный Волхов, приоткрывает завесу тайны, касающейся подозреваемого, того самого психолога. «Постукивая пальцем по фотографиям, Шмидт комментировал каждую из них. – Ессентуки, 1937 год, Павлов Сергей Валентинович. Москва, 1955 год, Рейнер Андрей Константинович. Горький, 1980 год, Коновалов Василий Васильевич. Разные люди. Разные города. Разные биографии. Одно лицо». И действительно, на старых фотографиях «мелькало в одиночку, в группе или в толпе лицо Бессмертного – в Петрограде 17-го, за спиной у Троцкого, в Киеве 33-го, в Кенигсберге 45-го, в Москве 53-го».

Волшебство, скажете вы, и будете правы. Ведь перед нами волшебная сказка, русское фентези с элементами всех вышеупомянутых жанров. Словом, не оторваться. «– Кощей Бессмертный и Баба-яга, Соловей-разбойник и Марья Моревна, Иван-царевич и Елена Прекрасная, Дед Мороз и Снегурочка – в этих знакомых с детства архетипичных образах и персонажах таится колоссальный нераскрытый потенциал и бездна загадок, начиная сразу с имени, – пояснял автор в одном из интервью. – Почему Кощей – Бессмертный, Баба – Яга, а Марья – Моревна? Куда делись родители Снегурочки? Почему царевна превращается в лягушку? Мне хотелось разгадать тайну этих героев, написать их историю и предысторию, раз уж толком ее нигде нет».

Итак, это история о волшебном мире, созданном гениальным Сказочником, и вышедшем из-под его контроля. В параллельном мире, а именно – потустороннем городе Волхове, что в Лукоморье – живут герои русских сказок, и все они состоят то в родстве с упомянутым Кощеем Бессмертным, то в иных «человеческих» связях вроде его однокурсника Соловья (Разбойника) и любовницы Елены (Прекрасной). Сам Кощей уже полвека живет в нашем мире, обитая в том самом Волхове, где у него и дом, и сад, в котором колодец-портал, через который, собственно и попадают в сказочное Зазеркалье. Он знавал всех именитых лиц русской истории – от Пушкина до Троцкого – и, набравшись мудрости, стал не просто бессмертным, а неуязвимым. И теперь вот работает детским психологом. Зачем, спросите? И волшебная книга у Кощея есть, где записаны «взрослые» версии русских сказок, и пускай в свое время он изгнан из Лукоморья, но война за его возвращение в романе уже идет. Нет одного – того, кто пронесет в его родной мир атомную бомбу, ту самую Книгу Третьего мира, из которой он вырвал финальные страницы, чтобы заморозить время и самому переписать сюжеты всех сказок, без автора.

«Бессмертный перешел на вкрадчивый шепот. – Что такого в этих сказках, от которых ты не можешь оторваться? Мальчишка вздрогнул. – Сказки? А при чём тут сказки? – Взрослые уходят от проблем в выпивку, в обжорство, в разврат, в экстрим. Куда уйти от своих проблем детям? Только в игры и в книги. Занятно, в какие книги ушёл ты. – Почему? – настороженно спросил Костя. – Сказки – это не самое странное, – Бессмертный отвечал словно бы не Костику, а каким-то своим мыслям. – Это приемлемый выбор. Хотя и нестандартный. Но в твоем возрасте «Гарри Поттера» читают обычно. «Властелина колец». Почему русские сказки? Мальчишка пожал плечами».

И пускай сказок сегодня особо не читают, но бессмертная гвардия их героев – и Садко, и Гвидон, и даже Колобок с Коньком Горбунком, не говоря уже о вышеперечисленных персонажах народной классики – переворачивает с ног на голову наши представления о знакомом жанре. Он затягивает в увлекательное путешествие всех участников этой истории, живущих в реальном мире – и мальчика Костю, и оперативников, попавших в сказку, и ее героев с персонажами, ратующим за и против возвращение Кощея. Они ссорятся и мирятся, плетут интриги и влюбляются, и даже Бессмертный оказывается не таким уж злодеем, мечтая вернуть Елену Прекрасную.

Но вот автор, как быть с ним, невидимым Сказочником, которого хочет убрать из этой драмы главный колдун Лукоморья? В чем его ошибка, вынесенная в название романа? Поможет ли он вернуться нашему мальчику домой, и будет ли этот дом прежним, если все в сказке изменится по велению Кощея? Об этом мы, наверное, прочитаем в продолжении истории, которое, как говорится, следует.

 

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО


Тэги: Спецформат Книга Отзыв Игорь БондарьТерещенко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS