18 апреля в Московском театре «Школа современной пьесы» прошел финал 19-го Международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица» 2021 года. Драматургам-победителям были вручены дипломы и авторские экземпляры сборника «Лучшие пьесы 2021 года».
По традиции сразу после вручения дипломов состоялась лаборатория Класс молодой режиссуры, на которой 13 молодых режиссеров, составивших жюри конкурса, представили свои режиссерские заявки на постановку спектакля по пьесам из шорт-листа. Определен победитель конкурса – им стала студентка 3 курса ГИТИСа мастерской Иосифа Райхельгауза Мария Федосова. В следующем сезоне она поставит на сцене ШСП пьесу Павла Соколова «Проверка».
Интересно, что эта же работа получила и приз зрительских симпатий.
В этом году конкурсантам Класса молодой режиссуры досталось лишь восемь пьес из десяти, вышедших в шорт-лист: впервые за время существования конкурса «Действующие лица» две пьесы еще до финала оказались востребованными режиссерами: «Бешеный хворост» Олега Маслова уже поставлен в ШСП Иосифом Райхельгаузом, а «Женское счастье» Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой репетирует Марат Гацалов. Премьера – в начале следующего сезона.
Всего в конкурсе приняло участие 13 человек – поэтому некоторые пьесы оказались представленными в разных версиях. И это вызвало особое любопытство публики.
Екатерина Кретова, арт-директор конкурса «Действующие лица»:
«Лабораторию КМР сегодня мы проводим в 13 раз. И будут представлены 13 режиссеров. Так что, кто верит в нумерологию… Наш конкурс – самый режиссерскоцентричный среди всех драматургических конкурсов. Потому что судят его режиссеры. Но драматурги знают это и не обижаются. Ведь текст для сцены – это, прежде всего, театр, а не литература».
Приз от имени Российской государственной библиотеки искусств, которая является многолетним партнером Школы современной пьесы в проведении конкурса, вручила директор РГБИ Ада Колганова. Екатерина Жмырова получила не только диплом, но и билет почетного читателя.
Адвокат и писатель Михаил Барщевский поделился в этой связи своими воспоминаниями:
«Моя мама была актрисой, потом ушла со сцены и работала больше 30 лет в Театральной библиотеке (ныне РГБИ). И я, будучи еще школьником, в детские годы помогал ей делать карточки для каталога: надо было подчеркивать слово «премьера». Поэтому можно так сказать я ваш многолетний сотрудник».
Получив свои дипломы и авторские сборники авторы, отправились в зал «Зимний сад», где их ждало испытание – показ эскизов на основе их пьес.
Работа лаборатории шла более 5 часов. Были представлены эскизы Александра Битарова и Ивана Кузнецова по пьесе Галы Узрютовой «Dummerchen», Дмитрия Голубева по пьесе Анны Гейжан «Редискина», Александра Гостюхина и Иоанна Лазарева по пьесе Александр Занти «Учебный фильм про нетипичное убийство», Дмитрия Зенкова и Кирилла Снегирева по пьесе Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате», Татьяны Родиной и Филиппа Шкаева по пьесе Татьяны Ворониной «Там, где меня не было», Нины Судариковой по пьесе Елены Андрейчиковой «Манифест», Александра Лалаева и Антона Шефатова по пьесе Романа Дымшакова «Утраченные драгоценности», Марии Федосовой по пьесе Павла Соколова «Проверка».
Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель ШСП и конкурса «Действующие лица»:
«В этом году, в связи с большим количеством предлагаемых обстоятельств, воспользовавшись служебным положением, я решил не проводить конкурс среди студентов и выпускников нашей кафедры ГИТИСа, а также студентами других театральных вузов, как мы делаем обычно, а отдать все своим студентам. Таким образом, 11 моих студентов-режиссеров и двое примкнувших к ним артистов ШСП, которые читали все эти пьесы в качестве членов жюри конкурса «Действующие лица, выбрали пьесы, потому что знают, как их можно превратить в спектакль. Лучшего сегодня выберем. И это будет спектакль театра».
После показа состоялось обсуждение увиденного. В качестве приглашенного критика выступила кандидат искусствоведения, театровед, мастер курса театроведческого факультета, выпускающий редактор журнала «Вопросы театра» Марина Тимашева. Ее интереснейший анализ, в котором общая высокая оценка работ молодых режиссеров, сочеталась с аргументированной критикой, был встречен аудиторией с огромным вниманием и благодарностью.
В настоящее время идет прием пьес на новый конкурс, который станет юбилейным – 20-м. Переживая свое взросление, организаторы решили влить в него свежую струю. Для этого скооперировались с «ДрамТин» - драматургическим конкурсом для тинейджеров, организованным Воронежским ТЮЗом.
На сегодняшний день уже прислано около 200 пьес. Прием текстов заканчивается 1 июня. «Действующие лица» ждут новых драматургических работ.