Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко бесплатно передал права на экранизацию романа «Осенние визиты» независимой студии из Владивостока. Все актеры из местных театров, принимающие участие в проекте, снимаются бесплатно. О том, как идет работа над сериалом, и какие изменения претерпел сюжет книги, нам сообщает продюсер и режиссер сериала Георгий САЕНКО.
– Действие книги происходит в основном в Москве, насколько сложно было адаптировать сценарий под город Владивосток на берегу Японского моря?
– Не так сложно, как могло показаться на первый взгляд. Роман «Осенние визиты» про людей и их сущность, а не про места. По большому счету проблема возникла только с отсутствием метрополитена во Владивостоке, ведь по книге «главгад» в метро совершает теракт. Но решение по поиску необходимой локации к нам пришло достаточно быстро.
– События в произведении происходят в 90-х годах. Вы перенесли сюжет в нынешнее время? Как вы поступили с офицером украинской армии Шедченко, связан ли он с современной политической ситуацией на Украине, участвовал ли в «АТО», например?
– Да, сюжет адаптирован под современные реалии. Но мы не переписываем книгу Сергея Лукьяненко – мы просто представили, как бы это было сейчас. Например, у нас Визирь (депутат Рашид Хайретдинов, «посланник Власти») изначально владеет стройкой, на которой происходит финальная разборка. Украинский офицер Шедченко («посланник Силы») в нашем сериале участвовал в военных действиях на Донбассе, но взгляды у него не совпадают с официальной политикой Украины. Он скрывает свои взгляды. У него вообще сейчас сложная дилемма, поскольку до этого очень часто шел на сделку с собственной совестью, стараясь закрывать глаза на происходящее. А теперь не смог. До этого Шедченко не был в Афгане, но был в составе миротворческих подразделений в Ираке. На этом строится очень сильный внутренний конфликт, которого нет в книге, но будет в фильме. Точнее, в романе этот конфликт только зарождается, а в фильме он уже вовсе рушит душу Шедченко. Он военный, который не может понять, за что он воюет. Это уже события нашего времени продиктовали. Но именно Шедченко произносит фразу: «Я не за тех и не за этих – они для меня все свои, я хочу, чтобы война кончилась». Это решение предложил сам Сергей Васильевич Лукьяненко, мы просто эту тему развили.
– Театральные актеры из Владивостока, участвующие в съемках, не имеют опыта работы на камеру? Возникают ли с этим проблемы?
– Часть актеров имеют, а некоторые нет. Сейчас проблемы возникают в обсуждениях мотиваций персонажей и тому подобное. Бывает, по три часа ругаемся. Понимаете, поведение многих героев книги дает массу толкований об их внутренних мыслях. Лукьяненко писал книгу достаточно давно, в то время все не так воспринималось – он сам признавался. Но мы были ошарашены, что ВСЕ важное, о чем задумываются герои, – оно до сих пор актуально настолько, насколько это возможно.
– Потребовалось ли вам создание спецэффектов в процессе производства сериала?
– Спецэффекты есть, но простейшие.
– Чем отличается ваше оснащение от арсенала больших киностудий?
– Камера Blackmagic Cinema 4k, свет китайский Pavolight. Берем иногда для нужд свет Arri и камеру Sony для слоумо-кадров. Как мы отличаемся от оснащения больших студий я не знаю, что ответить. Полагаю, мы по всем позициям отличаемся…
– Существует утверждение, чем меньше фантастики в фантастическом произведении, тем оно лучше... Насколько это верно в создании фантастического телесериала?
– Вот по этому поводу мы всерьез «схватились» с актером и одним из продюсеров проекта Сергеем Лисинчуком, который играет Илью Карамазова («посланника Тьмы»). Сергей предлагал убрать мистику настолько, насколько это возможно. А я в свою очередь хотел все же оставить лазейку для двусмысленности. В первую очередь, конечно, это касается Ильи. Мы поставили задачу экранизировать, показывать, а не говорить. У меня сейчас глаза замылены, так как я весь «в материале». Но, положа руку на сердце, когда мы стояли на стройке ночью в ноябре и смотрели как писатель Заров («посланник Творчества») под дулом пистолета разговаривает с Ильей («Тьма»), а рядом мерзнут Кирилл («посланник Развития») и Виз («Власть») – в тот момент захотелось бежать оттуда со всех ног, ведь я-то знал, чем кончается книга. Плюс – у нас нетипичный финал для обычных сериалов. Причем Сергей Лукьяненко сказал, что книга так и должна была быть понята. Что получится – увидите на экранах.
Беседовал Роман ПРОЦЕНКО