В уходящем году отмечалось 135-летие со дня рождения поэта Николая Гумилева и печальная дата – 100-летие его расстрела. Он погиб 35-летним, на самом пике творчества, был реабилитирован только в 1991 году. Последняя книга поэта «Огненный столп» вышла уже после его смерти. Труды Гумилева не издавались десятилетиями, их читали только в самиздате.
Удивительно, но в России до сих пор нет ни одного значимого памятника прекрасному русскому поэту. Наше Гумилевское общество годами обращалось в различные инстанции с просьбами увековечить память о нем. Увы, получали отписки или отказы. И вот в год 100-летия гибели поэта после обращения на прямую линию Президента Владимира Путина весной было получено разрешение на установку памятника.
Мы просили отобразить поэта в полный рост и установить памятник в Санкт-Петербурге, городе, с которым связана его жизнь. Городские власти решили, что памятник должен стоять в Кронштадте. Видимо, тоже справедливо – в Кронштадте Гумилев родился. Осенью был объявлен конкурс. Обидно, но все делалось как-то уж очень быстро – скульпторам дали всего полтора месяца на исполнение проектов. Потом 30 работ выставили в Академии художеств и дали общественности 5 дней для ознакомления с ними. 15 декабря жюри подвело итоги, академик С.Михайловский объявил, что выбрали три работы: классический бюст, кубический монолит из единого камня, где изваяны голова и руки поэта, и сидящий поэт-мыслитель на куске необработанного гранита.
Первое место получила работа скульптора Е.Пильниковой – бюст Н.Гумилева, где он мало похож на себя, если сравнивать с известными фотографиями. У многих возникло немало вопросов к жюри. Один из них: кем была представлена общественность при вынесении решения жюри? Хоть кто-нибудь поинтересовался, о чем говорят участники двух Гумилевских групп в Фейсбуке, а это почти 6000 человек?
А большинство из них в ходе общественного голосования было за проект памятника, где Гумилев в полный рост идет против ветра по красной полосе, символизирующей красный террор и революцию, и этот брус резко обрывается и возникает образ насильственной смерти поэта.
Мы, участники Гумилевского общества, которое объединяет тысячи его поклонников в стране и за рубежом, видели именно таким памятник поэту, на возведение которого уже выделен 1 миллион рублей (очень немного!). Кстати, на Украине в Харькове есть памятник Гумилеву и именно в полный рост. Есть и бюсты в его честь: например, в Коктебеле, Царском Селе, Калининграде.
Похожий на бюст работы Пильниковой, бюст скульптора Ковальчука, более выразительный, уже стоит в Бежецке. Видимо, академики не потрудились поинтересоваться: а что уже поставлено в память о поэте в стране.
Люди сделали свой выбор, он не совпал с мнением жюри, но с нами надо считаться. По этому поводу очень точно высказался Алексей Бондарев, один из посетителей открытого конкурса, оставив пронзительный отзыв: «Хотелось бы верить, что когда-нибудь в нашей стране все-таки будет объявлен настоящий конкурс с открытым широким обсуждением, а главное – с участием талантливых скульпторов, и мы увидим образ Гумилева, достойный его памяти. Памятник нужен нам, не Гумилеву, себе он уже воздвиг памятник несокрушимый, вечный: в своих стихах, в своем сыне, в своей жизни и даже в своей мученической смерти».
Ольга МЕДВЕДКО, председатель Гумилевского общества, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России