«ЯЗЫК – ЭТО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ БОГ…»
В канун ХIII Международного фестиваля «Великое русское слово», традиционно проводимом в Крыму в начале июня, вопрос сохранения национального языка ставится с особо принципиальной значимостью для развития и стабильности Русского мира. «В нем – ключ единства, взаимопонимания и непобедимости нашего народа» (глава Крымского парламента В.А.Константинов). В этой связи есть смысл обратить внимание на отношение Иосифа Бродского к языку, на его понимание значимости языка, здесь его размышления о языке, становятся весьма актуальными.
Русский язык является главным объединяющим началом русской нации Сегодня он входит в пятерку наиболее популярных в мире и остается основным языком межнационального общения на постсоветском пространстве. В истории России было немало трагических переломов и испытаний, после которых наша страна всякий раз возрождалась и возвращалась к духовным и нравственным основам, неотделимым от родного языка.
В этом плане показательна судьба И.Бродского – русского и американского поэта, эссеиста, драматурга, переводчика, Почетного гражданина Санкт-Петербурга, лауреата Нобелевской премии по литературе в 1987 году. Достаточно высокий духовный потенциал Бродского притягательно действовал на окружающих. Невольно хотелось находиться вблизи этого человека, общаться с ним. «За этим желанием, – как писал сам Бродский, характеризуя личность поэта Уистона Одена, которого он обожал, – стоит не тщеславие, а некоторая человеческая физика, которая притягивает маленькую частицу к большому магниту...»
Почему поэзия так магически действует на читателя? Потому что стихи насыщены вербальной энергией. Их внутренняя сила способствует тому, что внутри человека что-то происходит, а именно: они бередят чувства, заставляют переоценивать ценности, расставляют акценты и воздействуют на читателя энергетически, как внутривенное вливание. Таков эффект чисто лингвистического воздействия. Это пример власти языка. Это тот же процесс мышления, но в концентрированной форме. Язык поэзии – это колоссальный ускоритель мышления. И когда мысль или образ доведены до логического конца, начинается метафизическое ощущение, то есть то, что постигается интуитивно и что воспринимается, как откровение.
Поэзия требует высокого полета, и занятие ею служит оправданием твоего существования на земле. Стихи – это не просто словесное высказывание. Это не всегда праздник души. Это постижение, это умственная деятельность, это размышление. Если говорить о поэтической манере, то разве не стремится каждый поэт выработать собственную интонацию? Все поэты пытаются быть не просто отголосками чужих голосов, а обрести свой собственный голос, свою интонацию, свой акцент.
На самом деле, писатель – слуга языка. Единственная заслуга писателя – это осознание и понимание тех закономерностей, которые находятся в языке. Писатель пишет под диктовку родного языка, его гармонию. То, что мы называем голосом музы, на самом деле – диктат языка. Писатель – орудие языка, утверждал И.Бродский. Он говорил, что язык – очень личная вещь, это тет-а-тет между тобой и твоим языком, без посредников. И еще он говорил в одном из своих интервью: «Язык – это важнее, чем Бог, важнее, чем природа, важнее, чем что бы то ни было иное для нас как биологического вида. Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык, мощнейший катализатор процесса познания. Недаром я его обожествляю».
Язык – не средство поэзии, а наоборот, поэт – средство или инструмент языка, потому что язык уже существовал до нас, он древнее нас, и он нас переживет. Это организм, живущий сам по себе со своей собственной динамикой. Это самостоятельная величина, самостоятельное явление, самостоятельный феномен, который живет и развивается. Поэзия, в сущности – высшая форма лингвистической деятельности. Язык находится в состоянии противоречия и противоборства с системой и с языковой идиоматикой, которой пользуется система. То есть, другими словами, русский язык не выносит языка, которым пользуется власть, чиновники и бюрократы.
Когда читаешь больших поэтов, создается впечатление, что они обращаются не к людям и даже не к ангелам небесным. Они обращаются к самому языку. Ведут диалог с теми его аспектами, которые имеют для них первостепенную ценность и отражаются в их стихах, а именно: языковая мудрость, ирония, красота, чувственность.
По словам В.А.Константинова, борьбу за Русский мир не следует сводить исключительно к распространению русского языка. «Важно всячески способствовать продвижению нашего родного языка через усвоение наивысших этических и эстетических достижений нашей культуры», – заявил он в своем выступлении, назвав среди основных угроз «подгонку русского языка под «среднеевропейские стандарты» и засорение его бездумными заимствованиями.
Русский язык – последняя баррикада нашей национальной обороны. Утратить его или низвести до уровня суржика, значит утратить самих себя, нашу сущность. Американский поэт Ралф Эмерсон писал: «Падение человека влечет за собой падение языка!» Борьба за язык, на самом деле, борьба за выживание. Самое лучшее и драгоценное, чем обладает русский народ – это язык. Самое святое, что у нас есть, это может быть, не наши иконы и даже не наша история – это наш язык.
Тамара ЕГОРОВА,
Ялта