Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 02 июня 2019 г.
Литература

К фестивалю «Великое русское слово»

Язык важнее Бога, повторяет вслед за Бродским крымчанка Татьяна ЕГОРОВА.

02 июня 2019

«ЯЗЫК – ЭТО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ БОГ…»


В канун ХIII Международного фестиваля «Великое русское слово», традиционно проводимом в Крыму в начале июня, вопрос сохранения национального языка ставится с особо принципиальной значимостью для развития и стабильности Русского мира. «В нем – ключ единства, взаимопонимания и непобедимости нашего народа» (глава Крымского парламента В.А.Константинов). В этой связи есть смысл обратить внимание на отношение Иосифа Бродского к языку, на его понимание значимости языка, здесь его размышления о языке, становятся весьма актуальными.

Русский язык является главным объединяющим началом русской нации Сегодня он входит в пятерку наиболее популярных в мире и остается основным языком межнационального общения на постсоветском пространстве. В истории России было немало трагических переломов и испытаний, после которых наша страна всякий раз возрождалась и возвращалась к духовным и нравственным основам, неотделимым от родного языка.

В этом плане показательна судьба И.Бродского – русского и американского поэта, эссеиста, драматурга, переводчика, Почетного гражданина Санкт-Петербурга, лауреата Нобелевской премии по литературе в 1987 году. Достаточно высокий духовный потенциал Бродского притягательно действовал на окружающих. Невольно хотелось находиться вблизи этого человека, общаться с ним. «За этим желанием, – как писал сам Бродский, характеризуя личность поэта Уистона Одена, которого он обожал, – стоит не тщеславие, а некоторая человеческая физика, которая притягивает маленькую частицу к большому магниту...»

Почему поэзия так магически действует на читателя? Потому что стихи насыщены вербальной энергией. Их внутренняя сила способствует тому, что внутри человека что-то происходит, а именно: они бередят чувства, заставляют переоценивать ценности, расставляют акценты и воздействуют на читателя энергетически, как внутривенное вливание. Таков эффект чисто лингвистического воздействия. Это пример власти языка. Это тот же процесс мышления, но в концентрированной форме. Язык поэзии – это колоссальный ускоритель мышления. И когда мысль или образ доведены до логического конца, начинается метафизическое ощущение, то есть то, что постигается интуитивно и что воспринимается, как откровение.

Поэзия требует высокого полета, и занятие ею служит оправданием твоего существования на земле. Стихи – это не просто словесное высказывание. Это не всегда праздник души. Это постижение, это умственная деятельность, это размышление. Если говорить о поэтической манере, то разве не стремится каждый поэт выработать собственную интонацию? Все поэты пытаются быть не просто отголосками чужих голосов, а обрести свой собственный голос, свою интонацию, свой акцент.

На самом деле, писатель – слуга языка. Единственная заслуга писателя – это осознание и понимание тех закономерностей, которые находятся в языке. Писатель пишет под диктовку родного языка, его гармонию. То, что мы называем голосом музы, на самом деле – диктат языка. Писатель – орудие языка, утверждал И.Бродский. Он говорил, что язык – очень личная вещь, это тет-а-тет между тобой и твоим языком, без посредников. И еще он говорил в одном из своих интервью: «Язык – это важнее, чем Бог, важнее, чем природа, важнее, чем что бы то ни было иное для нас как биологического вида. Язык – начало начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык, мощнейший катализатор процесса познания. Недаром я его обожествляю».

Язык – не средство поэзии, а наоборот, поэт – средство или инструмент языка, потому что язык уже существовал до нас, он древнее нас, и он нас переживет. Это организм, живущий сам по себе со своей собственной динамикой. Это самостоятельная величина, самостоятельное явление, самостоятельный феномен, который живет и развивается. Поэзия, в сущности – высшая форма лингвистической деятельности. Язык находится в состоянии противоречия и противоборства с системой и с языковой идиоматикой, которой пользуется система. То есть, другими словами, русский язык не выносит языка, которым пользуется власть, чиновники и бюрократы.

Когда читаешь больших поэтов, создается впечатление, что они обращаются не к людям и даже не к ангелам небесным. Они обращаются к самому языку. Ведут диалог с теми его аспектами, которые имеют для них первостепенную ценность и отражаются в их стихах, а именно: языковая мудрость, ирония, красота, чувственность.

По словам В.А.Константинова, борьбу за Русский мир не следует сводить исключительно к распространению русского языка. «Важно всячески способствовать продвижению нашего родного языка через усвоение наивысших этических и эстетических достижений нашей культуры», – заявил он в своем выступлении, назвав среди основных угроз «подгонку русского языка под «среднеевропейские стандарты» и засорение его бездумными заимствованиями.

Русский язык – последняя баррикада нашей национальной обороны. Утратить его или низвести до уровня суржика, значит утратить самих себя, нашу сущность. Американский поэт Ралф Эмерсон писал: «Падение человека влечет за собой падение языка!» Борьба за язык, на самом деле, борьба за выживание. Самое лучшее и драгоценное, чем обладает русский народ – это язык. Самое святое, что у нас есть, это может быть, не наши иконы и даже не наша история – это наш язык.


Тамара ЕГОРОВА,

Ялта


Тэги: Поэзия Спецформат Иосиф Бродский Язык Великое русское слово
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Клуб молодых

    1826 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS