В книжном магазине «Библио-глобус» состоялась презентация романа Марины Голубицкой «Два писателя, или Ключи от чердака». Написанный «по горячим следам», он честно и подробно запечатлел эпоху 1990-х; в центре повествования – жизнь творческой и научной интеллигенции Екатеринбурга. В начале 2000-х первая версия текста была опубликована в журнале «Урал», а теперь, 20 лет спустя, полностью переработанный роман вышел отдельной книгой в издательстве «Русистика».
Представляя это издание, Марина Голубицкая отметила важность и сложность проделанной работы: «Со временем поменялся фокус, другие темы вышли на первый план, открылись новые смыслы». Но оптика осталась неизменной – пронзительную искренность и правдивость книги (при всем ее «гениальном вранье», то есть художественности) отметили выступившие на презентации друзья автора, многие из которых стали прототипами героев романа. Да, презентация получилась очень нестандартной: не так часто персонажи представляют книгу наряду с писателем…
Вообще на встрече много говорили о соотношении реальности и вымысла. И, в частности, о том, какое волнение вызвал роман в Екатеринбурге 2000-х, где его воспринимали как «зеркало»…
Впрочем, сама Марина Голубицкая неоднократно подчеркнула, что, несмотря на «жизненность» материала, «Два писателя…» – это все же не мемуары, а художественное произведение, которое можно отнести к неизменно популярному жанру автофикшн. Любопытно, что, пребывая в творческой среде, М.Голубицкая многие годы не мыслила себя писателем, мечтая о научной карьере. И даже теперь, представляя роман, автор с обезоруживающей искренностью призналась, что «не родилась писателем». Но была прирождённым рассказчиком – с самого детства. А жизнь всё подбрасывала и подбрасывала материал, который в конечном итоге просто потребовал записи и огранки.
Родился роман «Два писателя, или Ключи от чердака» из желания, а точнее – потребности сохранить дорогие воспоминания, рассказать о том интересном, неповторимом, что происходило в повседневности. В итоге книга стала своеобразной капсулой времени, сохранившей мысли, чувства, бесценные мгновения и голоса давно ушедших друзей…
Так, неоднократно прозвучало на презентации имя прозаика, поэта, переводчика Александра Верникова (он стал прототипом одного из главных героев романа, писателя Чмутова). Книга посвящена памяти литератора, безвременно ушедшего из жизни в 2018 году, и, по признанию автора, отчасти обязана своим появлением этому трагическому событию: смерть Верникова заставила Марину Голубицкую мысленно вернуться к тексту, к его доработке… Автор высказала надежду, что, возможно, роман поспособствует и популяризации творчества Александра Верникова.
И, конечно, как и любая презентация, встреча в «Библио-глобусе» не обошлась без чтения: слышать отрывки из произведения в исполнении автора – ни с чем не сравнимое удовольствие. Марина Голубицкая прочла начало романа, а также небольшой, но емкий фрагмент о Екатеринбурге – чужом, незнакомом, неприрученном (город, к слову, можно считать ещё одним полноценным героем романа).
Прозвучавшие отрывки позволили собравшимся оценить тот самый врожденный талант рассказчика Марины Голубицкой: в них была и динамика, и россыпь говорящих деталей, и драматическое напряжение, и подкупающая самоирония.
Так что в том, что книга найдет своего читателя, сомневаться не приходится. Сейчас, когда в отечественной литературе продолжается мучительное переосмысление наследия 1990-х, роман Марины Голубицкой как нельзя кстати.
Людмила ТАРАСОВА