В питерском БОРЕЙ АРТ-центре прошла презентация книжной новинки. Новосибирец Игорь Силантьев, профессор Новосибирского государственного университета, выпустил в издательстве «Алетейя» сборник прозы и поэзии «Созвездие кондуктора». Первое знакомство публики с книгой состоялось осенью в Томске.
Рассказывает Игорь Силантьев:
- Встреча прошла очень ярко! Антон Метельков познакомил меня с молодыми поэтами Томска. На одной из поэтических площадок города человек пятьдесят повторяли за мной некоторые мои стихи на бис – никогда такого драйва не испытывал. Вообще, книга рождалась долго и сложно – несмотря на то, что первый вариант циклы рассказов об Иване и Петровиче был представлен в одном из предыдущих сборников под названием «Вагон-ресторан», вышедшем в издательстве «Стеклограф» в 2018 г. «Созвездие кондуктора» – это как бы слоеный пирог. Первый слой – черно-белые фотографии. Я давно связал себя с фотоделом, постепенно нащупал авторскую концепцию, которую можно выразить формулой – «поиск радикальной формы», и в этом отношении я авангардист. Персональные фотовыставки прошли в Новосибирске в Доме ученых СО РАН и ЦК-19, это очень интересное выставочное пространство современного искусства, а в литературной студии «312» в ГПНТБ СО РАН находится мой арт-объект «Фотокуб». Второй слой – уже литературный, я его назвал бы «обрамляющим слоем орнаментальной прозы», это, можно сказать, скромное продолжение традиции, заложенной Андреем Белым, а в современной литературе Сашей Соколовым. Ключевое решение здесь – это уход от довлеющей тематики и сюжетности. Орнаментальная проза разворачивается в стилевом измерении, она близка стихотворной речи. Сквозной сюжет книги таков: лирический герой отправляется на скоростной электричке из Новосибирск в Томск, в пути претерпевает различные нелепые приключения, попадает в город Бездомск и т.п. Третий и четвертый слои книги – достаточно герметичные. Современная короткая проза родом из «Живого Журнала», где Дмитрий Горчев в пику постмодернизму заговорил о простых, но в то же время важных вещах, его лирический герой предпринимал наивный поиск истины, и он находил ее. Сегодняшняя короткая проза – это словно дуновение ветерка, преломление текста в лирический сюжет. В этом направлении работают, к примеру, Сергей Тиханов (Новосибирск) и Данила Давыдов (Москва). А четвертый слой сборника составляют стихи, которые не знают ни Ивана, ни Петровича. Эти стихи максимально разлитературены, лишены рифмы и силлаботонических размеров. В толстых журналах про них могли бы сказать: это все что угодно, только не стихи. Но, по моему убеждению, сегодня ответственным авторам ни в аспекте поэтический техники, ни в плане творческой этики уже нельзя писать так, как писали, например, в эпоху русского модерна.
В финале встречи Силантьев поблагодарил представителей издательства «Алетейя» за восьмилетнее сотрудничество и прочел несколько стихотворений.
Вот одно из них, отмеченное наивным лирическим отношением к жизни:
Сбербанк или кто-то другой
написал, что мне одобрен кредит
на покупку коровы и козы.
Я сейчас в отделение побежал.
Я взял денег и животных купил.
И козу и корову и еще.
И еще на вершине холма,
на вершине холма я сижу.
Пусть коза пощипывает траву.
Пусть корова дает молоко.
Пусть мигает огнями Сбербанк.
А мне оно совершенно хорошо.
Я давно ведь такого хотел.
Чтобы молоко и трава и жить.
Презентация завершилась автограф-сессией. Среди участников акции были Татьяна Соснора, Сева Гуревич, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Алексей Кияница, Татьяна Ковалева, Ростислав Грищенко, Вера Зарницкая, Татьяна Шаповалова, Владислав Черейский и др.
Юрий ТАТАРЕНКО