23 апреля Третьяковская галерея и Яндекс запустили лабораторию «Человек и нейросети: кто кого создает?»
Выставка проходит на Крымском Валу, 10, залы 80-82.
В эпоху стремительного развития технологий искусственный интеллект (ИИ) становится частью повседневной жизни, влияя на культуру и искусство. Однако вопросы о взаимодействии человека и технологий, о формах творчества и восприятии новой реальности возникли задолго до появления ИИ. Уже на рубеже XIX–XX веков художники, осмысляя изменения, вызванные промышленной революцией, экспериментировали с новыми материалами и техниками, закладывая основы будущих поисков на стыке искусства и технологий.
Сегодня, в эру цифровизации и нейросетей, эти вопросы звучат особенно актуально. Этот совместный проект объединил художников, экспертов в области ИИ и музейных специалистов. В течение двух недель участники, отобранные на открытом конкурсе, работали вместе с кураторами Дарьей Эпин и Игорем Волковым, встречались с ведущими экспертами Яндекса и музейными специалистами Государственной Третьяковской галереи. В рамках лаборатории художники исследовали границы между человеческим сознанием и машинными алгоритмами, задаваясь вопросами: как ИИ меняет наше восприятие мира и самих себя? Какие новые формы искусства возникают на стыке технологий и творчества?
В лаборатории участвовали 11 художников, выбранных экспертами и кураторами из более чем 600 кандидатов: Ян Посадский, Елена Филаретова, Александр Василенко, Мария Федорова, Маша Яшникова-Ткаченко и Ксюша Земскова, Кристина Пашкова, Ника Пешехонова, Дарья Неретина, Анна Мартыненко и Камиля Юсупова (Kami Usu).
Эта выставка – результат работы лаборатории. Представленные на ней проекты созданы художниками совместно с разработчиками и нейросетями Яндекса.
В работах участников границы между инструментом и субъектом размываются: искусственный интеллект не просто выполняет задачу, а становится и предметом исследования, и участником художественного процесса. Художники проводят параллели между паттернами поведения бактерий и машинным обучением, сопоставляют процессы «узнавания»...