Сейчас изложу события в таком виде, в котором они обещают происходить всякий раз, когда система понимает, что перед ними человек без тылов, знакомств и юридического образования. Это я. И многие из нас.
2019 год. Приходят люди, представляются Управой, интересуются, кто проживаетв нашей московской квартире. Мы недоумеваем; проживаем мы, с 2006 года. Квартира никогда не пустовала. Через несколько месяцев другие люди уже ломятся в дверь с криками, что нас тут не должно быть. На вопрос, кто они, мы слышим: «Из комитета ветеранов», «Из Собеса», «Из компетентных органов».
2020, февраль. В МФЦ на просьбу выяснить, по какой причине неизвестные утверждают, что мы не по праву проживаем в своей квартире, работница проверяет информацию и, отводя глаза, говорит: «Они спустили департаментский список, это не ваша квартира, и больше ничего по ней говорить я не имею права».
Кто такие эти «они»?! Что такое «департаментский список»? Почему моя квартира в нем значится? Ответов нет.
Зачем-то приходит участковый. Никогда не приходил, а тут вдруг сам по себе пришел. Я ему говорю: «Квартиру украли!» Он рекомендует обратиться в полицию.
2020, февраль. Заявление о мошеннической сделке купли-продажи в ОВД Фили-Давыдково. В дежурной части меня чуть на смех не подняли, да разве ж такое бывает, чтоб квартиру украсть…
Беседую с оперативным работником. Он что-то записывает. Затем уже пишу заявление в Росреестр с просьбой ознакомиться с материалами сделки, на основании которой произошел переход собственности. Некто Юрьева из Росреестра не поленилась написать мне отказ на 4 страницах. Смысл отказа сводился к следующему: сама подписала документы, вот и нечего тут теперь ходить и отвлекать занятых людей. Не очень понятно, почему я не могу получить копии сделки, одной стороной которой я как бы являлась?
Потом наступает штиль. Приходится писать заявление в СК и прокуратуру, потому что реально ничего не происходит. Из прокуратуры ЗАО в марте 2020 меня спешно направляют в УВД ЗАО, где я исписываю несколько листов в рамках проведения почерковедческой экспертизы. Забегая вперед скажу, что за 8 месяцев никакой экспертизы проведено так и не было. Оперативный работник УВД ЗАО на вопрос об аресте квартиры – ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕЕ НЕ КРУТИЛИ ДАЛЬШЕ, И ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ НЕОБХОДИМЫХ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР – говорит, что арестовывать они ее не будут, чтобы поймать мошенников на живца, когда те снова станут ее продавать. В этом весь смысл, перепродать. Первый покупатель, вероятно, подставной, а потом, глядишь, найдется и честный. «А вы пока, –инструктирует он меня, – если они снова придут, поговорите с ними, задержите их, а тем временем вызывайте полицию. А квартиру мы вам вернем по суду автоматически». Вообще-то мне страшновато, и не за такое людей иногда убивали, тем более что около квартиры все время кто-то крутился. Но я верю, верю доблестным оперативникам, таким всегда подтянутым, с пистолетиками и аккуратными стрижечками. У них были, у этих оперативников, и номера машин, на которых приезжали рейдеры, и номера их телефонов, и даже фотографии. Но, увы, так никто и не поймался.
Тем временем я получаю копии сообщений о том, что ведутся проверки по моему обращению о возможных противоправных действия со стороны неизвестных лиц. Вот отмечено 152 листа, вот 169, вот 177. Работают люди! И снова тишина. Внезапно звонит следователь и желает со мной побеседовать. Впервые. Через 9 месяцев после заявления. Сам путается, то называет меня свидетелем, то потерпевшей. Уведомления об открытии уголовного дела у меня нет, результатов экспертизы нет, акта о признании меня потерпевшей нет.
А как же квартиру вернуть на мое имя? «Квартиру мы вам вернем сами, когда поймаем мошенников. До этого вернуть ее невозможно, так что ждите», – говорят мне.
Среди прочего он уточняет: «У меня таких, как ваше, еще 4 дела». Это уже интересно! У одного только следователя одного только московского округа на руках 5 аналогичных дел. Сколько же их всего по Москве? И почему в прессе никогда ничего такого не освещается? Вы слышали когда-нибудь о том, что воруют квартиры? Разве что украли квартиру недавно у одной актрисы, ну, там сразу и дело завели, и по телевизору показали. А ситуация, оказывается, не уникальна.
Уголовное дело было возбуждено 20 декабря 2020 года. Через 10 месяцев после моего заявления. По статье 159, п.4 УК РФ. Это мошенничество в составе организованной преступной группы, мошенничество с причинением потерпевшему ущерба в особо крупном размере, мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Но меня об этом не уведомляли.
В связи с затяжным молчанием от защитников моего имущества и благосостояния в марте 2021 я доставляю в канцелярию УВД ЗАО 6 ходатайств. Надо ли говорить, что ни на одно из них не было получено никакого ответа, ни письменно, ни в электронном виде? Нет, на одно мне все же ответили в июле, сказали, что дело номер такое-то (я тогда впервые узнала номер) лежит в следственной части ЗАО. По телефону в ЗАО эту информацию не подтвердили. Позже оказалось, что дело давно закрыто в районном УВД, а мне пишут, что оно лежит в ЗАО.
Уже начинаем уставать от однотипной и никуда не ведущей информации, да?
Вновь пришедшие незнакомцы осенью 2021 объявили мне, что квартира уже в залоге. То есть, то самое отсутствие ареста на нее как раз и дало мошенникам возможность пустить ее по следующему кругу. Я пишу заявление в то самое ОВД Фили-Давыдково, 12 октября, с просьбой ознакомиться с материалами дела.
Через два месяца молчания, в декабре 2021 я иду туда сама… и…
Вот тогда-то и выяснилось, что дело давно прикрыто, ни на какое мое заявление никто там отвечать и не собирался, имя следователя неизвестно, причина закрытия – «никого не поймали», и где оно находится, никто не ведает, может, в архиве, а может, среди вороха других дел в подсобном помещении. Искали-искали.
И вроде бы нашли! Но то заболел работник, который может мне его предоставить, то праздники, то совещания…
17 января 2022 года, c попытки ознакомиться в ОВД Фили-Давыдково с материалами уголовного дела № 12001450007000962, прошло три месяца.
В чем моя тупость? Я думаю, что в рамках закона о полиции – знаете про такой закон? – поинтересуйтесь, там интересно написано – так вот, в том, что я думаю, что в рамках такового закона эта самая полиция будет исполнять свои обязанности. И что адвокат нужен, когда дело сложное, а тут всего только надо убедиться в том, что подписи поддельные… И адвокат вообще нужен виновному, а я-то ни у кого ничего не украла. Ну, а о том, что надо квартиру арестовать, они же и сами знают? И раз обещают, что вернут по суду, значит, вернут же, да? И если им не верить, то кому же тогда верить?
Незамутненность – вот что это, полагать, будто кому-то в недрах правоохранительных органов есть дело до какой-то очкастой пенсионерки. Падальщиков в этой ситуации предостаточно, карманы вывернут с улыбкой и без, это я сейчас знаю, как получить нужную справку за 139 рублей, а в начале моего пока бесславного пути мне такие справки продавали знатоки системы за несколько тысяч.
Советую всегда проверять счета по вашему домашнему адресу, дабы распознать мошеннические действия. И чуть что – срочно писать в МФЦ заявление о том, чтобы никаких операций с вашей недвижимостью в ваше отсутствие не проводилось. Это не обязательно спасет, но сладить с вами будет значительно сложнее, чем со мной.
А моя история – она пока не закончена. И чем закончится – Бог весть…
Ольга СМИРНОВА