Из-за «Ледникового периода» в фигурное катание пришли будущие олимпийские чемпионки.
Фигурное катание – идеальный вид спорта для национального телевидения. В фигурке как нигде соединены сложнейшие технические элементы и произведения искусства, поэтому она так привлекательна для показа по ТВ. И, конечно же, во время бума шоу со звездами, где селебрити ставят в пару с профессионалами в какой-либо области, лед и коньки выглядят самой подходящей и зрелищной средой для прайм-тайма.
Формат «Звезды и фигурное катание» родился в Великобритании. Местный канал ITV (аналог русского Первого канала) вдохновился успехом «Танцев со звездами», которые шли на BBC (аналог «России 1»), и тоже замахнулся на что-то подобное.
Идея при этом родилась в эфире конкурента – на BBC в 2004-м сделали специальный выпуск паркетного блокбастера и назвали его «Танцы со звездами на льду в Рождество». На ITV изначально назвали собственную задумку «Звезды на тонком льду», но потом присмотрелись к тому, что зрители негативно реагируют на любое упоминание небесных светил на афише, и переделали в «Танцы на льду».
Но главным движком формата была самая известная танцевальная пара Британии, олимпийские чемпионы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Они тренировали селебрити-неумех, появлялись в каждом эпизоде с советами и комментариями, а еще открывались выпуски собственными выступлениями. «Танцы на льду» стали неожиданным хитом на британском ТВ, а финал первого сезона посмотрели 13 миллионов телезрителей (третий результат 2006 года в стране).
Параллельно ITV продал права на адаптацию в США и Австралию, а спустя девять месяцев шоу вышло и в России. Но на Втором канале «Танцы на льду» показывали по прямой лицензии от британцев – фигурка с селебрити шла в одном пакете с «Танцами со звездами», которая уже рвала рейтинги в эфире ВГТРК.
А на Первом же вдохновились цифрами трансляций Олимпийских игр-2006 в Турине и пригласили для собственной адаптации экс-фигуриста и продюсера ледовых шоу Илью Авербуха. «У нас нет прав на формат, но есть желание делать. Можешь сделать так, чтобы это не повторяло формат, но было про то же: лед, коньки, звезды?» – вспоминает слова гендиректора канала Константина Эрнста сам Авербух.
В итоге на «России 1» 20 августа вышли «Танцы на льду», а на Первом через две недели (2 сентября) появились «Звезды на льду». Схожие концепции, но разные дни выхода в эфир и подходы к фигурному катанию разделили зрителей по фаворитам и нелюбимчикам. И если на «Р-1» актерам, телеведущим и певцам нужно было делать обязательные элементы, с которых они падали и которыми смешили зрителей, то Авербух сделал из фигурки тематические вечера и привлек больше звезд среди профессионалов (Навка, Костомаров, Маринин, Сихарулидзе, Ягудин).
«Звезды на льду» сделали известной на всю страну Татьяну Тарасову. Легендарный тренер и дочь легенды хоккея с шайбой Анатолия Тарасова пользовалась локальной узнаваемостью внутри индустрии и комментировала трансляции на спутниковом «НТВ-Плюс». Но статус председателя жюри в развлекательной передаче федерального канала, реплики участникам в духе «Строгая, но справедливая» превратили Тарасову в не меньшую звезду, чем фигуристы-любители из шоу-бизнеса.
На Втором канале главой судейской коллегии была Елена Чайковская, и в дуэли двух прим зрители видели не меньшую конкуренцию между телевещателями, чем по рейтингам. Чайковская была бывшим тренером Тарасовой, и в фигурном катании все шептались, что между Еленой Анатольевной и Татьяной Анатольевной давний конфликт.
«Я перестала кататься в связи с тем, что изуродовалась – выпадала рука после травмы. Да, меня никто не выгонял, просто она [Чайковская] создала такие условия, при которых меня не было видно», – открыто признавалась в эфире Первого канала Тарасова. Так что и продюсерам «Звезд на льду», и создателям «Танцев на льду» было важно, чтобы в жюри сидели успешные и авторитетные дамы.
Зрителей обоим форматам хватило на всех. Илья Авербух в 2016 году рассказывал, что Первый выиграл у конкурентов все три сезона. Но независимый телеобозреватель Арина Бородина писала в «Ведомостях», что это, как минимум, не совсем правда. «Тогда [в 2006-м] в среднем на «России» ледовое шоу смотрело 34,4% от всех зрителей страны, а аналогичное на Первом – 33,2%», – утверждала критикесса.
На Втором канале «Танцы на льду» продержались ровно три года и закончилось в 2008-м. В последнем сезоне к команде ВГТРК присоединился Максим Галкин, а еще переманили у конкурентов олимпийского чемпиона Евгения Плющенко, ведущего дебютного сезона Первого канала.
«Звезды на льду» превратились в «Ледниковый период» и с перерывом идут до наших дней. «Мы сделали апгрейд и обсуждали, как назвать проект. Я проезжал мимо троллейбусной остановки, где рекламировали очередной эпизод мультфильма «Ледниковый период». «Эх, классное название, но кто же нам даст так назваться?». На что Эрнст сказал: «Это описание эры человечества. Никаких прав на это не надо». Так появился «Ледниковый период», – вспоминал Авербух (цитата по Sports.ru).
Для большего ажиотажа продюсеры в 2020 году заманили в качестве конферансье главную фигуристку страны Алину Загитову (чтобы обозреватели и пристрастные фанаты обсуждали ее успехи в дикции и подаче текста), а в качестве участницы – королеву инстаграма Ольгу Бузову. Изначально задумка создателей была свести как ведущих Загитову и ее главную соперницу Евгению Медведеву, но Женя отказалась в пользу спортивной карьеры. К тому же, у Медведевой был опыт ведения одного сезона детского спин-оффа, так что она уступила взрослую версию «Ледникового периода» Алине.
Но ледовые шоу из простого развлечения превратились в важный социальный драйвер. «Вот этот взрыв в женском одиночном катании, вот эти молодые девочки – это, конечно, заслуга «Ледникового периода». В 2006 году был старт телепроекта, то есть те, кому сейчас 18-19 (Медведева и все остальные), – это те, кого привели на волне «Ледникового периода». Те девочки, которых мы видим сегодня, – это все отчасти дети телевизионных проектов», – считает тот же Илья Авербух (цитата по газете «Ведомости»).
Так что не стоит думать, что когда у актеров и певцов разъезжаются ножки на первых прокатах – это нужно только для рейтингов и лучшей продажи рекламного времени. Иногда телевидение действительно делает что-то хорошее – например, завлекает детей в спорт и приносит России золото Олимпийских игр.
Материал подготовлен совместно с редакцией спортивно-новостного ресурса Bookmaker Ratings