В мае текущего года в Калининграде прошел VII Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман», организованный министерством по культуре и туризму Калининградской области, областным отделением Союза российских писателей при участии членов отделения Союза писателей России и Черняховским муниципалитетом. Одним из его центральных событий стал Круглый стол «Литературной газеты» на тему «Государственная и общественная культурная стратегия в современных условиях» с участием писателей и историков из многих регионов страны.
Предлагаем вниманию читателей некие итоги работы Круглого стола, которые можно условно объединить названием: Возможна ли господдержка литературных фестивалей на регулярной основе?
Еще несколько лет назад всерьез говорилось о том, что русская литература «умерла». Мол, ни шедевров, ни новых имен, ни литпроцесса. Сегодня ясно – похороны были преждевременными, российская литература живет и активно развивается, особенно в регионах, о чем свидетельствуют десятки литературных фестивалей, которые проходят в разных городах страны, причём фактически без господдержки, силами самих литераторов, что называется, вручную.
Хотя, как известно, кинематографические фестивали полноценно поддерживаются государством в лице Министерства культуры. Так, в 2022 году заявки на господдержку подали 122 фестиваля, получили – 45. Как сказала глава департамента кинематографии Светлана Максимченко: «Одним из важных критериев стало наличие у фестиваля четкой концепции, актуальной продуманной кинопрограммы, способности фестиваля открывать новые имена в кино. Перед членами совета также стоял вопрос, каким образом фестиваль способствует развитию кинематографа в регионе».
А что же литература? Возникает резонный вопрос, почему современная российская литература предстает в образе падчерицы рядом с обласканной сводной сестрой? Ведь есть литфестивали и с продуманной программой, и с чёткой концепцией, которые ещё как способствуют развитию литературной среды в регионе и открывают новые имена.
Единственное, чего им не хватает – возможности на постоянной основе получать господдержку. Точно так же, как киношникам, ежегодно подавать заявки и развивать свои успехи.
Да, есть отдельные гранты, которые выдают писательские союзы, есть скромная поддержка на местах, но это все – не системно.
А ведь именно системная поддержка дает твердую почву под ногами и позволяет развиваться любой из сфер искусства. Кино, театр, литература – они все равноценно важны для культурной повестки России. И руководителям литературных союзов давно пора обратить на это внимание Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, чтобы исправить текущую ситуацию в лучшую сторону. Если вообще удастся найти соответствующий госорган и добиться выделения средств. Потому что с поддержкой литературы сейчас ситуация довольно туманная.
Ранее книгами занималось Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, оно же «Роспечать», но после его упразднения литература и книгоиздание вроде бы перешли в ведомство Минцифры.
При этом есть интересный момент: недавно прошедший книжный фестиваль «Красная площадь» в разное время поддерживался и Минкультуры, и Роспечатью. Есть еще организация «Центр поддержки отечественной словесности», которая из всей словесности поддерживает премии «Лицей» и «Большая книга».
А как же все остальные?
А остальным, видимо, нужно объединяться и доказывать, что они такие же равноправные участники литпроцесса.
Анастасия РОГОВА
МНЕНИЯ
Николай БУРЛЯЕВ
(Народный артист РФ, Президент МСФИ «Золотой Витязь», депутат ГосДумы Vlll созыва, Москва)
Идет давнишний процесс дробления культуры на ее составляющие и этот вредоносный посыл передается министерствам и ведомствам. Это давно известная формула «Разделяй и властвуй»… Считаю, что пришла пора создавать новое по структуре и направленности министерство культуры, по-настоящему ответственное за все виды искусства, а не сводящее его в сферу бездумных развлечений, как сейчас.
Андрей КОРОВИН
(Поэт, организатор Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь», Международного литературного фестиваля им. М.А.Волошина (Волошинский фестиваль), Коктебель-Москва, проводится ежегодно с 2003 года)
Если говорить конкретно о Волошинском фестивале, которому в этом году исполняется целых 20 лет, и который является составной частью большого международного культурного проекта «Волошинский сентябрь», то мы начинали его проводить за счет частных спонсоров, фактически друзей-поэтов, у которых был какой-нибудь небольшой бизнес и возможность помочь. Но после нескольких экономических кризисов частное спонсорство в России практически умерло.
Остались только гранты государства, которые предполагают, что каждый раз надо придумывать какое-то якобы новое мероприятие, желательно под новым названием, чтобы продолжать проводить уже давно ставший известным и традиционным фестиваль. Это же бред! А так называемая «конкурсная основа» по 44-му федеральному закону, предусматривающему разыгрывание заявок на аукционе, вообще предполагает, что госконтракт на проведение фестиваля, который мы создали и проводим уже два десятилетия, может выиграть и проводить непонятно кто и непонятно как. Мне кажется, что знаковые культурные проекты, к которым относятся литературные фестивали, зарекомендовавшие себя в культурной жизни России, действительно должно брать под крыло государство. Не все подряд, разумеется, а именно – знаковые.
Настоящий живой литературный процесс происходит за гранью этой официозной жизни. Именно литературные фестивали занимаются живым литературным процессом, созданием плодотворной среды для возникновения и роста молодых талантов и литературных проектов, а не мертворожденные прожекты кабинетных чиновников.
Владимир СОФИЕНКО
(Писатель, директор и учредитель международного литературного фестиваля «Петроглиф», Республика Карелия)
Мы проводим «Петроглиф» с 2013 года. До этого мы вместе с соучредителем фестиваля, моей женой Еленой посещали крупные литфестивали России, изучали специфику, форматы, цели и задачи. Активно общались с литературными деятелями, а также с государственными и общественными организациями: Министерством культуры РК, Министерством национальной политики РК, различные НКО и так далее. В результате сложилась концепция кочующего фестиваля, которая включает тематику сохранения наследия Севера, образовательную и этнокультурную программы.
Источниками финансирования фестиваля «Петроглиф» являются спонсорская помощь, победы в грантовых конкурсах (например, Фонд Президентских грантов), и оргвзносы участников. При этом, многие писатели крайне ограничены в средствах и не могут себе позволить посетить фестиваль (а ведь у них есть огромное желание и потребность). С каждым годом все сложнее организовать и провести фестиваль без системной поддержки. Хотя формат и тематика «Петроглифа» соответствует национальным проектам (поддержка глубинки и этнокультурного сектора). Внимание со стороны государства таких проектов, как литературные фестивали, крайне необходимо и обеспечит стабильность, привлечение новых экспертов/участников, а также развитие и больший масштаб.
Борис БАРТФЕЛЬД
(Поэт, прозаик, организатор Международногоилитературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман», Калининград)
22 мая мы завершили VII Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман». В конкурсе приняли участие 1172 автора из 25 стран мира. В Калининград для очного участия в финальной части конкурса, которая представляла из себя большой литературный фестиваль, приехали 48 авторов из многих регионов страны. К ним присоединились калининградские авторы, прошедшие в шорт-лист. Были приглашены ведущие специалисты по методике повышения квалификации авторов, главные редакторы литературных журналов. «Русский Гофман» финансировался из личных средств организатора. Для проведения мероприятий использовались различные учреждения культуры Калининграда и области на безвозмездной основе (библиотеки, музеи, замки, заповедник «Куршская коса», Калининградский зоопарк). Министерство по культуре и туризму Калининградской области на три дня предоставило большой автобус.
Конечно, для проведения фестиваля подобного масштаба требуется плановое финансирование (бюджетное). От начала конкурса до его завершения проходит почти 6 месяцев. Пускаться в это плавание без гарантированного финансирования невозможно, поэтому вариант грантовой поддержки не решает всех вопросов.
Между тем, именно литфестивали обеспечивают непрерывность литературного и культурного пространства страны, преемственность литературных поколений и традиций, рост профессионального уровня литераторов. Участие высококвалифицированных специалистов по работе с
авторами имеет важнейшее значение, для них эта напряжённая, сложная работа, которую необходимо оплачивать. В нашем конкурсе-фестивале не формируются денежные премии, а это было бы дополнительным бонусом для конкурсантов. Для Калининградской области «Русский Гофман» имеет важное значение, как средство продвижения туристической привлекательности края. Ведь по его результатам всегда выходит большое количество оригинальных, положительных публикаций в СМИ и социальных сетях, что формирует привлекательный образ области.
Александр ЕВСЮКОВ
(Прозаик, критик)
За несколько недавних лет я принимал участие в целом ряде литературных фестивалей (а иногда и посильно помогал в их организации) в разных регионах страны. Видел и чувствовал постепенное преодоление настороженности между писателями и читателями, их возрастающий взаимный интерес. Оказывается, в современной литературе есть, что читать и есть, для кого писать.
Однако проведение подобных масштабных мероприятий с деятельным участием десятков или даже сотен людей требует не только огромного энтузиазма организаторов и волонтёров, но и покрытия неизбежных финансовых расходов. Считаю, что государству необходимо озаботиться реальной помощью самым значимым литературным проектам. И это не второстепенный вопрос, с которым можно обращаться по привычному остаточному принципу. Культура – это фундамент, формирующий человеческую личность, а литература оказывает на этот процесс не моментально быстрое, но очень глубокое воздействие. Так что по сути, это задача национальной безопасности, решать которую нужно сегодня, если не решили вчера.
Подготовил собкор «ЛГ» по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону Владимир ШЕМШУЧЕНКО