25 июня на ВДНХ откроется образовательный проект факультета журналистики МГУ «Литературные среды». В лектории павильона «Рабочий и колхозница» профессора и преподаватели расскажут о классиках отечественной и зарубежной литературы, покажут жанровое разнообразие их произведений и объяснят значение культурного наследия писателей для современности.
Признанные эксперты в области филологии и литературоведения познакомят слушателей с малоизвестными фактами из жизни писателей-классиков, проанализируют знаменитые произведения с разных точек зрения и на конкретных примерах покажут, как художественная литература влияет на общество.
Расписание:
25.06 Доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук Егор Владимирович Сартаков – «Мертвыё души. Вечно живые».
На лекции доцента факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Е. В. Сартаков поговорим о самом смешном и самом грустном русском писателе – Николае Васильевиче Гоголе. Как жил и творил самый загадочный русский писатель? Какие секреты он оставил читателям в своих произведениях? Какими реальными событиями и героями вдохновлялся великий автор? Что было во втором томе «Мертвых душ»? Какие параллели с художественным миром Гоголя можно найти сегодня?
А после этого вспомним, что за мертвые души такие и в чем суть аферы Чичикова; увидим, что истинными «мертвыми» душами являются не крестьяне, которых покупает главный герой, а помещики, которые их продают, сам Чичиков и, наконец, все мы – читатели. Поймем, в чем духовный смысл поэмы Гоголя и почему, умирая, писатель оставил нам следующее напутствие: «Будьте не мертвые, а живые души».
02.07 Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Фонда Достоевского, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, писатель, поэт, телеведущий Игорь Леонидович Волгин – «Великая Отечественная война в поэзии ХХ века».
Ни одно событие в истории России не вызывало столь впечатляющего поэтического отклика, как Великая Отечественная война. В лекции рассматриваются выдающиеся произведения поэтов разных поколений – от А. Твардовского, А. Ахматовой, М. Исаковского, К. Симонова до Е. Евтушенко и И. Бродского. Особое внимание уделяется стихам погибших на фронте поэтов – М. Кульчицкого, Н. Майорова, М. Когана, а также всему военному поколению – Б. Слуцкому, А. Межирову, К. Ваншенкину, Д. Самойлову, Е. Винокурову, Ю. Левитанскому, Б. Окуджаве и др. Игорь Волгин прочтёт также стихи из своей книги «Прикосновенный запас», посвящённые незабываемой трагедии века.
09.07 Заведующий кафедрой медиалингвистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор филологических наук Павел Вячеславович Балдицын – «Документальный роман в литературе ХХ века».
В лекции будет представлена история и теория жанра документального романа, который сформировался после Второй мировой войны в книгах Джона Херси «Хиросима» (1946), Трумена Капоте «Хладнокровно» (1965), Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» (1966-1970). Этот жанр обнаруживает явное противоречие, ибо роман предполагает вымысел, а документальный жанр его запрещает. Анатолий Кузнецов настаивал: «цель книги – рассказать правду». Анализ трех великих произведений выявляет сочетание совершенно разных форм словесности: личных свидетельств, журналистского расследования, художественной прозы и публицистики. В наше время документальный роман стал одним из самых популярных жанров литературы.
30.07 Доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук Руслан Александрович Поддубцев – «Карта «Чевенгура» Андрея Платонова: пространство, маршруты, смыслы».
«Чевенгур» Андрея Платонова – одно из ключевых произведений русской литературы XX века. Читать его непросто, но необходимо. Это роман не только о революции, гражданской войне и коммунистической утопии, но и о самоощущении человека в эпоху торжества теории относительности и перехода от модерна к постмодерну. Платонов завершает начатое писателями XIX века и намечает пути для движения вперед. Где находится Чевенгур? Можем ли мы попасть в него? И стоит ли стремиться к этому? Ответы каждый раз приходится искать заново.