В год 80-летия Юрия Поликарповича Кузнецова сотрудники Литературного музея Кубани сочли своим долгом создать выставку, посвященную этому крупнейшему и во многом пророческому поэту конца ХХ – начала ХХI в., которым может и должна гордиться его родная земля. Комплекс материалов поэта у нас, к сожалению, не велик, но те экспонаты, которые имеются в фондах, представляют интерес и огромную ценность не только для нас, музейщиков, но и для исследователей.
Среди них важнейшие были переданы в музей самим поэтом в 1991 г. Обстоятельства, при которых это произошло, памятны одному из авторов этой статьи – Н.В.Ламосовой.
Жарким июньским днем, когда посетителей в музее не было, в двери стремительно вошли двое мужчин. Вернее, быстро и даже стремительно в своей неизменной манере вошел один, его я хорошо знала – это был преподаватель филологического факультета университета Александр Львович Факторович. Через несколько лет он станет создателем факультета журналистики КубГУ, главным редактором газеты «АиФ-Кубань», секретарем совета по защите диссертаций, доктором наук по специальностям «Теория языка»; «Журналистика». К несчастью, 2 июня 2020 г. Александр Львович ушел из жизни, прожив 65 лет. Юрию Поликарповичу Кузнецову судьба отвела еще меньше – 62 года.
Но вернемся к моменту, когда я впервые увидела его. Высокий мужчина, вошедший в музей вместе с Александром Львовичем, был мне не известен. О масштабе творческого дарования этого человека я узнала позднее, в том числе, и от его близкого друга, замечательного поэта Вадима Петровича Неподобы и от его супруги, Елены Николаевны, которая была заведующей Литературным музеем Кубани с 1998 по 2007 гг.
А.Л.Факторович уже тогда прозорливо, в отличие от многих других, понимавший значение Ю.П.Кузнецова для Кубани, да и для всей отечественной литературы, считал важным, чтобы его материалы были в музее, поэтому во время их прогулки по городу завел Юрия Поликарповича в дом атамана Кухаренко – здание, где располагается Литературный музей. Возможно, кто-то из научных сотрудников ранее обращался к поэту-земляку с просьбой передать в музей свои книги и другие материалы. Факторович и Кузнецов были хорошо знакомы, а во время очередного приезда Юрия Поликарповича в Краснодар встретились и решили в жаркий день посидеть на берегу Кубани. В простой сетке у Александра Львовича было все, что нужно для дружеской беседы на природе двух мужчин-интеллектуалов.
Место рядом с музеем было памятно Ю.П.Кузнецову тем, что по соседству расположено здание бывшего пединститута, где в 1960-1961 гг. он учился на историко-филологическом факультете на одном курсе с Вадимом Неподобой. С ним подружился на всю жизнь, как и с еще одним одаренным поэтом − выходцем из Тихорецка Вадимом Горским. Студенческое общежитие пединститута также находилось неподалеку – в нескольких кварталах от музея.
Юрий Поликарпович, в отличие от Александра Львовича, вошел в музей скромно, даже как будто немного стесняясь. Я плохо помню содержание тогдашней беседы, но самое главное, что Кузнецов передал в музей пять своих книг («Бис», «Золотая гора», «После вечного боя», «Избранное», «Стихотворения и поэмы»), которые мы попросили подписать. Кроме того, подарил четыре рукописных листка со своими ранними стихами и переданное ему кем-то из земляков письмо на бланке Краснодарского книжного издательства. Об этом письме и о стихах мы еще скажем подробнее.
Дарственные надписи на книгах лаконичны и однотипны: «Литературному музею на родной Кубани на память», «Литературному музею Кубани сердечно на память», «Литературному музею Кубани на добрую память», «Литературному музею Кубани – на память» и «Литературному музею на родной Кубани – простодушно на память». На всех стоит дата: «4.06.91 г.» и подпись: «Юрий Кузнецов».
Рукописи − четыре листа школьной тетради в клетку, заполненные прилежным ученическим почерком. Остановимся на них подробнее, так как их содержание представляет значительный интерес.
Первый – титульный лист самодельной тетрадки стихов с названием «Открытие АМЕРИК» и следующим эпиграфом вверху в правой части листа:
Что о себе я знаю? Разве ветер,
Срывающийся с каменных созвездий,
Миры в росе, мозоли в кулачках
Да несколько привычек и сомнений.
Что снится мне? Поэзия и слава.
Я солнце небывалое увидел
И всем хочу об этом рассказать.
(Перевод с арабского)
На трех других листках, подаренных музею, записаны три стихотворения: «Пилотка», «Когда задумаюсь о детстве…», «Стол».
Стихотворение «Пилотка» текстуально соответствует редакции, которая включена в рукописную тетрадь «В конверте без марки» и имеет там пометку с датой «26 апреля 1962 г. Чита». Во времена литинститутской учебы поэт включал это стихотворение в подборку «Равновесие» (1968). Тогда же оно вышло в июльском номере журнала «Юность» в разделе «Стихи молодых» с иными вариантами строк 5-й, 6-й, 9-й, 10-й, 11-й. Сведения о разночтениях в тексте этого неоднократно публиковавшегося стихотворения есть в изданном в 2011 году первом томе собрания стихотворений Кузнецова за 1953-1964 гг. (с. 127-128).
На подаренном музею рукописном листе дата отсутствует, под стихотворением, как и под двумя другими, стоит прочерк. Приведем текст.
Еще не всюду в мире тишина,
Еще земля, как в трещинах, в границах.
И мне пилотку выдал старшина;
Она на складе десять лет хранилась.
Я тех, кто был на фронте, не судил
За то, что мы на черном хлебе жили,
Что я еще под стол пешком ходил,
А для меня уже пилотку шили.
Они ложились у побед костьми
Нас оградив от вражьей темной силы…
Мы сделаем такое, черт возьми,
Чтоб после нас пилоток не носили!
К 1962-му г. (23 августа) относится и время создания другого стихотворения, в сюжете которого прочитываются мысли солдата срочной службы. Оно названо по первой строке − «Когда задумаюсь о детстве…». Его Юрий Поликарпович при жизни опубликовал единожды в составе подборки на страницах журнала «Современник» (1966, № 2). В первом томе собрания стихотворений текст дан по этой публикации.
Когда задумаюсь о детстве
Забуду то, что я солдат,
И станет комом в горле сердце,
Звонки дождями полетят.
И жалко станет прежних песен,
Тех оголтелых ясных дней,
Когда набито поднебесье
Снежками тяжких голубей.
И я увижу: льется с крыши,
В колючих лужах я продрог.
И вдруг пойму, зубами скрипнув,
Что в детстве детства не берег.
Вокруг меня миры шумели,
Я пил росины на лугу…
А вот теперь стою в шинели
И будто детство берегу.
Однако в рукописи, подаренной Литературному музею Кубани, есть два разночтения с этим текстом: 4-я строка − «Дожди косые полетят»; 1-я строчка второй строфы разбита лесенкой:
И я увижу:
льется с крыши,
В колючих лужах я продрог.
Третье подаренное музею стихотворение вообще не включено в тома изданного собрания стихотворений. Оно называется «Стол» и, вероятно, не печаталось ни в одном из прижизненных сборников (поэт, как известно, к отбору произведений для своих книг подходил очень строго).
Приведем этот рукописный текст.
Стол
Я знал его еще мальчишкой
И знал его всю жизнь потом.
Горел под лампой-рыжиком
Он козырным тузом.
Весь книгами засыпан,
Как листьями земля.
На нем лежали Цыбин,
Есенин и Золя.
Я в комнате с ним вместе
Мечтал по вечерам.
Ему свои сомненья,
Как другу, поверял.
А если тяжко было мне,
То голову ронял,
Слезами, как чернилами,
Страницы заливал
…Я рухну, как под ношей,
С невысохшим пером,
Ребром стола подкошенный
Под сердце, как серпом.
Слева от последней строфы этого стихотворения стоит сделанная простым карандашом довольно крупная пометка-галочка, подобная тем, которые делал руководитель семинара в Литинституте Сергей Наровчатов. Так он отмечал чем-то понравившиеся или не понравившиеся ему строки в других рукописных сборниках для последующего специального разбора с автором стихотворения.
Ценен как свидетельство важного события в жизни начинающего поэта еще один подаренный им музею документ – письмо на бланке Краснодарского книжного издательства, подписанное редактором издательства Ангелиной Константиновной Аванесовой, датированное 10 июля 1962 г. Оно представляет собой машинописный текст, с правой стороны адрес, куда и кому письмо было направлено: г. Тихорецк, ул. Степная, 1-а, кв. 7. Мачневу И.Н. Далее напечатан текст просьбы: «Уважаемый Иван Никифорович! Убедительно прошу Вас помочь разыскать нам адрес и координаты Вашего земляка поэта Юрия Кузнецова. Будем очень благодарны! Редактор издательства Аванесова» и далее − подпись.
Расскажем об адресате этого письма – Иване Никифоровиче Мачневе. Это имя хорошо знакомо многим жителям Тихорецка и краснодарским журналистам старшего поколения. Участник Великой Отечественной войны, летчик, который занялся журналистикой после демобилизации из армии в 1947 г. Работал в брестской областной газете «Заря», в 1948 году приехал на Кубань. Вначале был литературным сотрудником Пашковской районной газеты (Краснодар), потом возглавил отдел сельской молодежи в «Комсомольце Кубани». В Союз журналистов СССР И.Н.Мачнев был принят в 1960 г. Его дружба с Тихорецком началась с 1959-го г., более тысячи его публикаций можно найти на страницах тихорецкой районной газеты, краевой газеты «Советская Кубань», собкором которой он был 31 год.
Редактор Краснодарского книжного издательства А.К.Аванесова обратилась к И.Н.Мачневу как человеку, хорошо знавшему тихорецкий район и тихоретчан, с просьбой найти и сообщить ей точный адрес молодого поэта Юрия Кузнецова. Он помог.
Из биографии Юрия Поликарповича мы знаем, что его первое стихотворение «Тракторист» появилось в 1957 г. в тихорецкой районной газете «Ленинский путь» (в последующем «Тихорецкие вести») и на ее страницах он печатался вплоть до призыва в армию осенью 1961 г. Армейская служба вначале проходила в Забайкалье, в Чите (1962). На обратной стороне письма имеется надпись, сделанная простым карандашом: «Чита 2, в. часть 40803. Кузнецов Юрий Поликарпович». Скорее всего, Мачнев помог разыскать молодого поэта и сообщил его адрес редактору Краснодарского книжного издательства А. К. Аванесовой, а письмо дожидалось Юрия Кузнецова в его родном городе, пока он не вернулся, отбыв срочную службу.
Ангелина Константиновна Аванесова стала редактором первой книги Юрия Кузнецова «Гроза», вышедшей в Краснодаре в 1966 г. Ей, опытному редактору, были впоследствии благодарны за помощь многие кубанские писатели.
Первая книга Ю.П.Кузнецова «Гроза», ставшая уже библиографической редкостью, а также другие его поэтические сборники с дарственными надписями − музею, Вадиму Петровичу Неподобе, Виктору Кирилловичу Чумаченко − представлены сейчас на выставке в музее.
Так, на книге «После вечного боя» Юрий Кузнецов написал: «Вадиму Неподобе с дружеским рукопожатием у бездны на краю. Молчи и молись, друг!», а на книге «Русский зигзаг» такая дарственная надпись: «Вадиму Неподобе – Юрий Кузнецов с прищуром».
Именно Вадим Неподоба познакомил Юрия Кузнецова в один из его приездов в Краснодар в 1978 г. с недавним выпускником филологический факультет Кубанского госуниверситета, работавшим в Краснодарском отделении Союза писателей СССР, Виктором Чумаченко. Впоследствии они встречались в Москве, когда В.К.Чумаченко учился в аспирантуре при Литературном институте им. М.Горького. Интересна надпись на книге Юрия Кузнецова «Стихи»: «Вите Чумаченко на русское раздумье. 31.V.78». Книга попала в музей после смерти этого известного на Кубани ученого-литературоведа в 2017 г.
На выставке в Литературном музее Кубани книги и рукописи Юрия Поликарповича Кузнецова, представленные вместе с фотографиями и сборниками научных статей и книгами о поэте, вызывают живой интерес посетителей. А для музея подаренные самим поэтом и собранные его почитателями экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Юрия Поликарповича, поистине бесценны.
Наталья ЛАМОСОВА, Елена ТРЕТЬЯКОВА (г. Краснодар)
Использованная литература:
1. Кузнецов Ю. П. Стихотворения и поэмы: в 5 т. М.: Литературная Россия, 2011-2012.
2. Третьякова Е.Ю.Юрий Кузнецов: Зрелое новаторство. Краснодар: Краснодарк. ун-т культуры и искусств, 2013.
Сведения об авторах:
Ламосова Наталья Вячеславовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Литературного музея Кубани (отдела Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д.Фелицына).
Третьякова Елена Юрьевна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева.